Открываем автосервис: с чего начать, как преуспеть.

Диагностика двигателя.

Подбор оборудования для диагностики двигателя должен напрямую зависеть от предполагаемого модельного ряда автомобилей, которые вы будете обслуживать. Сканер, мотор-тестер и газоанализатор – это основной костяк оборудования всех профессиональных диагностов.

Сканер – это прибор, считывающий показания датчиков и стандартные сообщения об ошибках, которые выдает бортовой компьютер в режиме самодиагностики. Также с помощью сканера можно программировать сам блок управления. Сканер может быть сделан либо как отдельный приборчик со своим экраном, либо под совместную работу с обычным персональным компьютером. Для диагностики сканер просто подключается к специальному разъему в автомобиле и выдает информацию. Само собой, сканер на базе персонального компьютера предпочтительнее, так как обновить базу данных не составит труда, а чтобы подключиться к новой модели машины достаточно будет просто докупить кабель.

Есть несколько десятков вариантов сканеров. Брать надо только сертифицированные приборы и программы, которые не могут стоить слишком дешево. Из-за различий в системах управления двигателями у разных машин сканеры могут диагностировать только определенные марки и модели автомобилей. Для иномарок прибора, который может диагностировать все и всех, в принципе не существует. Если вы будете работать с какой-то определенной маркой машин, то вам нужен сканер дилерского уровня. Меrсеdеs-Веnz, например, использует около 140(!) различных моторов, и у каждого из них есть свой блок управления. Можно, конечно, взять и «мультимарочник», но при этом всегда будут «выпадать» какие-то определенные диагностические функции для разных автомобилей. Чем больше универсальность сканера, тем меньше глубина диагностики. Дилерские сканеры дают возможность снимать показания с различных систем автомобиля, наподобие АВS, климат-контроля, управления АКПП, системой безопасности и т. д. Универсальные сканеры в основном ограничиваются «общением» с блоком управления двигателем.

Иногда в головах сервисменов возникает некоторое непонимание возможностей сканера как такового. Дело в том, что он получает информацию не напрямую от датчиков, а от бортового компьютера. И если бортовой компьютер «валяет дурака», то сканер будет делать то же самое. Поэтому при диагностике нельзя слепо полагаться на показания сканера, даже если он «весь такой умный и компьютерный». Особенно много ошибок возникает при диагностике машин старше 10 лет. В те времена блоки управления были еще «молодые и глупые», поэтому сами иногда не знают, что в машине сломалось. Плюс к этому, даже при диагностике современных машин новыми сканерами можно просто нарваться на оплошность в базе данных, которая идет вместе со сканером. Кто-то просто перепутал номера кодов ошибок двигателя, а вы на радостях взяли и поменяли деталь за 200 баксов, а оказалось, это не оно. Основная задача сканера – как можно больше сузить область поиска неполадки и сэкономить время.

Почти все варианты комплектации строятся по модульному принципу, т. е. при желании можно докупать необходимые комплекты для разных марок машин.

Самые популярные производители сканеров – Воsсh (Германия), Lаunсh (Китай), NехТесh (Южная Корея) и SUN (Голландия). Лучший на сегодня мультимарочный сканер для азиатских автомобилей – это линейка Саrmаn Sсаn от NехТесh. Их же Нi-Sсаn Рrо поставляется на дилерские станции Нуundаi и КIА. Стоимость мультимарочника Саrmаn Sсаn Light около 92 000 руб. Дилерские Нi-Sсаn Рrо Нуundаi и Нi-Sсаn Рrо Кiа стоят по 80 000 руб. каждый. Подробнее о них можете почитать на сайте www.саrmаnsсаn.ru. Для европейских моделей наплохой вариант Воsh КТS 520 стоимостью 110 000 руб. в базовой комплектации.

Очень хороший мультимарочник широкого профиля – РDL-1000 (Snар-оn – в Америке, SUN – в Европе). Их используют более 85 000 000 диагностов по всему миру. Это единственный сканер кодов, который включает в себя почти всех производителей мира, кроме Vоlvо, ВАЗ и ГАЗ. Плюс к этому, на сайте Snар-оn (www.snароndiаg.соm) есть горячая линия для владельцев РDL, там можно почерпнуть море информации и практического опыта. РDL-1000 с комплектом «Вся Европа + Америка + US Азия» стоит около 120 000 руб.

Если вы собираетесь заниматься «нашемарками», то берите АВТОАС-СКАН. В этом случае вы сможете обслуживать любые российские автомобили на все 100 %, а также пользоваться поддержкой и возможностью обновления.

Самые дешевые варианты – сканеры от 15 500 руб. Их можно использовать на первых порах, но о профессиональной диагностике с таким оборудованием говорить не приходится. Считывание кодов ошибок, стирание ошибок, некоторые тесты – вот и все, на что способен дешевый сканер. Хотя, это лучше, чем совсем ничего.

Сейчас на рынке есть такая модель, как СаrmаnSсаn VG. Это не обычный сканер, а со встроенным мотор-тестером. Имеет множество полезных функций, прост в использовании и стоит всего 125 000 руб. Это намного дешевле, чем покупать сканер и мотор-тестер по отдельности.

Мотор-тестер – это измерительный прибор. В отличие от сканера, он считывает данные не с электронного блока управления, а напрямую от датчиков и двигателя. Принципы работы двигателей в разных марках машин, к счастью, одинаковые, поэтому мотор-тестер – прибор универсальный, т. е. может работать с любым автомобилем, даже с таким, у которого попросту нет никакого бортового компьютера. С помощью него можно измерять физические параметры работы двигателя и системы зажигания в реальном времени. Как и сканер, мотор-тестер может быть отдельным прибором, а может подключаться к персональному компьютеру.

Мотор-тестер включает в себя:

1. Осциллограф.

2. Систему или канал управления двигателем.

3. Тестер электрических величин (мультиметр).

4. Специализированное ПО.

Дополнительно мотор-тестер может быть оснащен:

1. Имитатором сигналов датчиков. С его помощью можно дополнительно подтвердить диагноз. Если бортовой компьютер говорит, что такой-то датчик кричит про неисправность, можно ему послать сигнал этого датчика в исправном режиме и посмотреть на результат. То есть можно легко проверить, прав ли бортовой компьютер, и еще больше обезопасить себя от замены исправных узлов и попадания на деньги.

2. Стробоскопом с программным управлением.

3. Интегрированной базой данных, ускоряющей поиск необходимой информации о машине.

Популярные модели. «Автоас Профи»-3 (65 000 руб. в базовой комплектации), МоtоDосll (70 000 руб.).

Газоанализатор – это прибор, который измеряет состав выхлопных газов машины, что позволяет делать выводы о работе двигателя. Как врач делает некоторые выводы по анализам пациента, так и диагност может сузить круг поиска неисправности с помощью анализа выхлопа автомобиля. Покупать есть смысл только четырехкомпонентный газоанализатор с функцией измерения показателя воздух-топливо. В бензиновом и дизельном двигателях используется разное топливо, и образуются разные вещества в отработанных газах. Поэтому для дизелей нужен другой прибор – дымомер. Суть та же, просто названия разные. Четырехкомпонентный газоанализатор «Автотест 01.03» стоит около 38 000 руб.

Измерители давлений предназначены для измерения давления топлива, давления масла в двигателе, давления в коробке передач, компрессии в бензиновых двигателях, разряжения во впускном коллекторе и т. д. Сюда можно отнести компрес-сометр, пневмотестер, манометр топливной системы, вакуумметр, вакуумный насос, тестер противодавления катализатора. К маркам машин не привязаны.

Под все это оборудование нужно купить стойку, на которой его можно удобно разместить. Там же устанавливается и персональный компьютер с принтером. Также можно купить диагностические комплексы «все в одном» (компьютер, шкаф с измерительной штангой и набором необходимых датчиков и шнуров, мотор-тестер, сканер, газоанализатор, осциллограф-генератор). Порядок цен на мобильные диагностические посты в сборе: «Ваз/Газ» – от 167 000 руб., «Универсальный» – от 283 000 руб., «Азия» – от 264 500 руб., «Дизель» – от 213 500 руб.