Открываем автосервис: с чего начать, как преуспеть.

Глава 7. Какое оборудование понадобится?

Выбор оборудования целиком и полностью зависит от:

1. Предполагаемой целевой аудитории.

Если вы собираетесь обслуживать новые иномарки, вам понадобится соответствующая комплектация оборудования, которая будет отличаться от комплектации для обслуживания отечественных машин. Чем выше класс предполагаемых клиентов, тем дороже придется брать оборудование.

2. Специализации и видов услуг, которые вы будете оказывать.

Чем больше видов услуг вы хотите оказывать, тем больше понадобится оборудования и тем дороже все это будет стоить. Если вы хотите, чтобы ваш автосервис занимался только кузовным ремонтом, то вам не нужно оборудование для сход-развала. Если вы хотите на слесарном участке только менять масло и ставить дополнительное оборудование, то вам незачем тратить деньги на инструмент для ремонта двигателей.

3. Вашего стартового капитала.

Вот решили вы, что будете чинить иномарки не старше 5 лет, и у вас будет слесарный участок на 2 поста, пост сход-развала, шиномонтаж и диагностика. Теперь вы знаете, какое оборудование понадобится. Остается только уложиться в бюджет.

Разные производители, разные модификации оборудования – это разные цены. После того как вы закончите составлять бизнес-план, может оказаться, что денег немного не хватает, и вы решите не тратиться на импортный шиномонтажный станок, а купить отечественный. Ну и так далее. По бизнес-плану возможно придется «пройтись» несколько раз, меняя позиции и пересчитывая результаты, так как поначалу кажется, что денег хватит с лихвой, а как начнешь считать, оказывается, что расходов намного больше.

4. Типа бизнеса, который вы строите.

Если это бизнес на продажу, то можно брать более дешевое оборудование с меньшим ресурсом. Если собираетесь строить «дойную корову», то наоборот.

5. Наличия своего участка земли.

Если вы арендуете помещение, то должны иметь возможность снять оборудование и переехать, если вдруг это понадобится. Но это возможно не для каждого типа оборудования.

Сильно переживать по поводу того, что вы не разбираетесь в оборудовании, не стоит. Не думайте, что все автосервисы очень удачно укомплектованы и оборудование подобрано идеально. Независимые сервисы открывают такие же люди, как и вы, часто они тоже не имели достаточных знаний и совершили много ошибок, так что этого не стоит опасаться. Достаточно знать базовые моменты.

Как найти поставщика оборудования? Нет ничего проще. Достаточно в любом поисковике в Интернете набрать волшебную фразу «оборудование для автосервиса» – и вы получите сотни предложений любого нужного вида оборудования любого производителя. Или можете поехать на специализированную выставку и познакомиться с поставщиками там. Причем разница в ценах у разных поставщиков на одно и то же оборудование может быть до 20 %, так что стоит рассматривать сразу несколько предложений.

Как выбирать оборудование? Следует учесть два аспекта – технический и предпринимательский. С первым все достаточно просто – вы знаете, какие машины будете чинить, и, исходя из этого, можете сказать, какими техническими характеристиками должно обладать оборудование. К примеру, если вы собрались обслуживать машины, на которые часто ставят большие колесные диски и низкопрофильную резину, то станок для шиномонтажа должен работать и с такими типами колес. Второй аспект, на который стоит обратить особое внимание – как выбирать оборудование, чтобы это было максимально полезно с точки зрения бизнеса. Что важно для вас в оборудовании как для владельца автосервиса? Стабильность работы, простота обслуживания, гарантия производителя, возможность быстро починить оборудование в случае поломки, простота использования и зависимость срока службы от квалификации рабочего, скорость работы?

Оборудование будет ломаться, и с ним могут возникать проблемы, это надо понимать. Особенно много будет мелких сложностей, так как абсолютно все заранее предусмотреть нельзя. Но если вы это понимаете, то можете подготовиться к предстоящим трудностям и быстро решать все проблемы. Не спрашивайте себя: «Будут ли неполадки?» Вопрос должен быть другой: «Каковы должны быть мои действия, когда будут неполадки, и как я могу минимизировать их влияние на бизнес?».

Первая и основная причина, по которой происходят поломки, – неправильное использование и обслуживание. Нужно жестко следить за соблюдением правил, сроков обслуживания и технологией использования оборудования. Работник, который наплевательски относится к оборудованию, просто крадет ваши деньги. Большинство поломок чаще всего происходит именно из-за того, что на нем работают не «как надо», а «как удобнее». Это нормально, люди всегда стараются минимизировать свои усилия. Вам, как владельцу, нужно вложить в головы вашего техперсонала, что нарушение технологий – это табу, и за это накажут. Не надо думать, что «они ребята толковые, все сделают как надо». Ничего нельзя пускать на самотек. Помните, что я говорил про вашу личную ответственность?

Когда вы покупаете машину, то вопроса «Зачем делать ТО, если и так ездит?» почему-то не возникает. Оборудование испытывает гораздо большие нагрузки, чем машина, поэтому если «забить» на его обслуживание, то и результат будет плачевный. Рубль, потраченный на своевременное техобслуживание оборудования, – это не затраты, а инвестиции, которые сто раз окупятся. Конечно, можно считать это неважным, вот только есть одна странность: чтобы предупредить поломку, времени и денег не хватает, но чтобы поломку починить, деньги и время найдутся всегда. Оборудование – это то, на чем вы делаете деньги. Как можно к этому наплевательски относиться? Любой профессиональный спортсмен прекрасно понимает, что его тело – это то, что приносит ему прибыль. И если вдруг у него немножко заболит нога, он отменит все тренировки и побежит к врачу лечиться. Это просто здравый смысл.

Простейшие операции по обслуживанию, например контроль уровня масла и его периодическую замену или замену фильтров в агрегатах, можно сделать своими силами и это все очень просто. Более сложные работы силами своих работников выполнить сложно, тут нужны соответствующие знания, оснастка, инструмент, запчасти. И основная проблема компаний, торгующих сервисным оборудованием, заключается в отсутствии сервиса. Очень немногие поставщики могут обеспечить полноценное обслуживание своего оборудования в основном из-за отсутствия запчастей. Запчасти для сервисного оборудования поставляются на заказ, при этом сроки могут быть от пары недель до трех месяцев, потому что получить их можно только у производителя.

Вероятность скрытых дефектов производителя не более 2–3 %. Именно на этот случай и существует гарантия.

При выборе поставщика нужно обратить внимание на постпродажное обслуживание. Есть ли у него услуга по техобслуживанию работающего оборудования, есть ли сервисный центр, есть ли «парк» оборудования для временной замены сломанного, есть ли в наличии запчасти?

Если вдруг вы собрались купить оборудование, бывшее в употреблении, то первое, на что надо обратить внимание – это срок эксплуатации и данные о модели. Если станки сняты с производства, то могут возникнуть большие проблемы с получением запчастей. Кроме того, нужно смотреть на их общее состояние. После – на цены на новые аналоги и процент разницы. Плюс к этому, придется проходить метрологическую проверку. Вообще, не советую покупать подержанное оборудование, можно столкнуться со множеством проблем.

Что стоит включать в автосервис на начальном этапе? Слесарный участок, сход-развал, шиномонтаж, электрику, диагностику. Если есть деньги, то кузовной участок и малярку. Остальные услуги вы можете оказывать, отдавая их на аутсорсинг, особенно те, которые требуют специальных знаний и оборудования, например ремонт двигателей. Причем если вы отдаете что-то на аутсорсинг какой-то фирме, то заключаете договор, который более-менее защищает вас от неприятностей. Если вы выполняете сложные работы своими силами, то кроме как с работника вы ни с кого ответа не спросите. А что можно взять с работника? Пени за просрочку работ он вам не заплатит и гарантию на работы не даст.