Открываем автосервис: с чего начать, как преуспеть.

Глава 11. Участок шиномонтажа.

Вряд ли нужно объяснять, что такое шиномонтаж. По крайней мере, тем, у кого есть свой автомобиль. Под словом «шиномонтаж» я буду подразумевать все услуги по обслуживанию колес: переобувку летней/зимней резины, монтаж резины на диски, балансировку колес, ремонт колес и все прочее. Шиномонтажные услуги достаточно просты, мастерских, в том числе гаражных, очень много, и поэтому не стоит надеяться, что все клиенты поедут к вам менять резину с другого конца города. Если за дорогими и сложными услугами – такими, как кузовной ремонт или покраска, клиенты готовы ехать далеко, то переобуться они предпочтут поближе к дому. Поэтому у одиночных пунктов шиномонтажа больше 80 % клиентов обитают в радиусе 3–4 км.

Однако, если шиномотаж – это только одна из услуг вашего автосервиса, тогда можно рассчитывать на более «дальних» клиентов. Особенно, если учесть уровень клиентуры. Тут на первый план выходит удобство и позиция вашего сервиса. Состоятельные клиенты менее охотно обращаются в маленькие гаражные шиномонтажки, они скорее поедут туда, где обслуживаются постоянно. Таким людям важно получить «все и сразу», поэтому нужно обеспечивать работу по записи, чтобы клиенты могли рассчитывать свое время. Ну, а если кроме смены резины, клиенту нужны другие услуги, то это еще больше повышает вероятность обращения именно к вам. Само собой, шиномонтаж будет активно работать только 4 месяца в году; в пиковые сезоны всеобщего перехода с зимней резины на лентнюю и обратно. В остальное время на этом участке будет тихо и спокойно.

Для оказания шиномонтажных услуг понадобятся как минимум:

Шиномонтажный станок;

Балансировочный станок;

Ванна для проверки колес;

Электро(пневмо)гайковерт;

Гидравлический подкатной домкрат;

Вулканизатор;

Нарезатель протектора;

Различные шарошки;

Пистолет для подкачки шин;

Конус для автомобилей 4 4;

Динамометрический ключ;

Верстак;

Расходники для шиноремонта.

Это стандартный набор, который есть в каждой шиномонтажной мастерской. По-хорошему, сюда нужно прибавить еще мойку для колес и специальный подъемник для шиномонтажа, но при отсутствии денег можно начать и без них. Будет медленно, грязно, но дешево.

Шиномонтажный станок (стенд) – это агрегат, который насаживает резину на колесный диск. Шиномонтажные станки бывают полуавтоматические и автоматические. Автоматы более удобны в работе. В полуавтомате для насаживания шины разбортовочную лапу («гуся») нужно подвести к краю колесного диска и зафиксировать верхним рычагом, при этом образуется необходимый зазор между диском и лапой. Потом нужно отвести лапу в сторону, вращая винт в верхней части станка для установки бокового зазора. В автоматическом стенде достаточно подвести штангу с лапой вплотную к диску и нажать кнопку фиксации пневматики стенда, при этом помимо фиксации лапы автоматически установятся оба зазора сразу. Положение штанги запоминается, и для того чтобы обработать несколько одинаковых колес, достаточно нажать на педаль – и колонна откинется назад. А после установки очередного колеса нажимается та же педаль, и лапа уже находится в нужном положении.

Также в автоматы изначально заложена более высокая жесткость конструкции, потому как в полуавтоматах «гусь» подходит к диску сбоку, и верхняя балка работает на изгиб. Это создает опасность определенного люфта, при котором лапа может прикоснуться к диску и испортить его. У автоматов «гусь» подходит к диску сзади, и весь верхний узел работает не на изгиб, а на прижим.

Если вы собираетесь работать с низкопрофильными колесами, то однозначно следует брать автомат. На любой автоматический стенд ставят специальный манипулятор «третья рука» для работы с низкопрофилем. Плюс у них есть функция взрывной накачки шин. Все это значительно облегчает и ускоряет работу.

В шиномонтажных стендах есть различия по максимальному диаметру диска, но всегда лучше взять с запасом, потому что даже если вы с большими колесами работать не будете, то запас по размеру будет давать большую надежность самой конструкции станка.

Из недорогих моделей можно взять «Мастер КС-302А» компании «Сивик» за 48 000 руб. Классом повыше полуавтомат Siсе 406 за 60 000 руб. Автоматика вроде Siсе 415, Ноffmаn 3300, Тесо 35 будет стоить от 85 000 руб.

Балансировочный станок нужен, как ни странно, для балансировки колес. Когда колесо крутится, оно может испытывать биение как в горизонтальной плоскости (динамический дисбаланс), так и в вертикальной (статический дисбаланс). Если посмотреть на колесо во время движения сбоку, то при вертикальном биении оно будет выглядеть не как правильная окружность, а как эллипс. Это вызвано неравномерностью распределения масс относительно центра колеса. Если же смотреть на вращающееся колесо спереди, то при горизонтальном биении мы увидим, что колесо выглядит не ровным прямоугольником, а как бы восьмеркой, т. е. колесо «раскачивается» верхней и нижней кромкой вправо-влево. Любой дисбаланс, конечно, вреден, он не только ухудшает поведение автомобиля на дороге, но и снижает срок службы подшипников колес, деталей подвески, изнашивает протектор шины и т. д. Для наглядности дисбаланс 14-дюймового колеса в 20 грамм на скорости 100 км/ч можно представить в виде трехкилограммового молотка, ударяющего по колесу 800 раз в минуту. Поэтому перед тем, как ставить новые колеса на автомобиль, их нужно отбалансировать. Для этого на колесный диск крепят маленькие грузики и таким образом уменьшают биение колеса до минимума. Принцип работы со станком: повесить колесо на вал станка, закрепить, нажать кнопку, подождать пока станок покрутит колесо и измерит все что нужно, повесить грузики в нужном месте, проверить результат. Для навешивания разных типов колес используются специальные адаптеры. Самые популярные – это адаптеры фирмы НАWЕКА.

Вообще одной из самых больших проблем в балансировке является точное выставление колеса на валу станка. Балансировочные станки устроены так, что они для измерений делят колесо точно пополам в вертикальной плоскости. Если колесо сидит не абсолютно перпендикулярно относительно вала, то станок будет делить колесо неравномерно и выдавать неправильные результаты и рекомендации по размещению грузиков. Для наиболее точной балансировки нужно использовать фланцевые адаптеры, в которых колесо крепят не через центральное отверстие диска, а через отверстия под болты, т. е. точно так же, как оно крепится на автомобиль.

Производители шиномонтажного оборудования:

Ноffmаn (Германия);

Нuntеr (США);

Siсе (Италия);

Тесо (Италия);

Rаvаgliоli (Италия);

Сивик (Россия).

Разница в наших и импортных станках в основном заключается не в точности и количестве опций, а в надежности. Импортные ломаются очень редко. Если нет желания тратить деньги на импорт – берите наш станок. Если вдруг будут поломки, то, по крайней мере, проблем с запчастями не возникнет. Опять-таки есть существенное различие между шиномонтажными станками и балансирами в плане доплаты за импорт. Если для шиномонтажного станка эта цифра не очень значительна, то для получения иностранного станка того же класса, что и российский, придется доплатить существенную сумму.

Если балансир «СМБК 60» компании «Сивик» стоит около 48 000 руб., то итальянский «Тесо 62» такого же уровня – уже около 75 000. А приличные импортные стенды вроде «Siсе 616» стоят от 90 000 руб. В общем, все зависит от того, готовы ли вы доплатить такую сумму за надежность.

Ванна для проверки колес нужна, чтобы выявлять проколы в камерах или бескамерных шинах. Стоит около 4000 руб.

Электро(пневмо)гайковерт. Для откручивания легковых колес достаточно гайковерта с квадратом 1/2 дюйма. В комплект к гайковерту нужны головки 17, 19, 21, 22, 24, 27, 32. Для работы с легкосплавными дисками понадобятся специальные тонкостенные удлиненные головки, причем лучше брать сразу фирменные, иначе их надолго не хватит. Гайковерт «Ingеrsоll Rаnd 131» стоит около 5000 руб.

Гидравлический подкатной домкрат. Можно взять китайский Маtriх за 4000 руб., но жить ему недолго. Если нужен надежный домкрат, то лучше купить испанский Меgа. Он будет работать в 2 раза дольше, чем любой «китаец». Будьте внимательны: для 80 % китайских домкратов нет ремонтных комплектов, а для Меgа есть. Плюс к этому, у всех китайских домкратов система опускания построена через систему отворота «звездочки», при которой трудно поймать нужное положение. Чуть открутил звездочку – и он тут же опускает машину до нижнего упора. Меgа опускается поворотом ручки, поэтому очень легко опустить машину на нужную величину. Большой плюс Меgа – длина ручки около 90 см, благодаря чему не нужно залезать под автомобиль. «Китайцы» обычно короткие – это плюс при перемещении. Меgа обойдется в 14 000 руб.

Вулканизатор. Можно взять российский «Сибек», покупать импортный смысла нет. Стоимость – от 20 до 75 000 руб. в зависимости от автоматизации и опций.

Пистолет для подкачки шин стоит около 3500 руб.

Конус для автомобилей 4 4 может идти в комплекте со станком. Нужен, если вы будете обслуживать джипы. Если покупать отдельно, то обойдется примерно в 4000 руб.

Динамометрический ключ нужен для закручивания гаек с определенным усилием. Вообще у производителей есть данные по усилию закручивания на любую гайку в машине, но на это никто внимания не обращает, потому что никто не полезет проверять. С колесом немного по-другому, так как может понадобиться замена при проколе. А если закрутить гайки до хруста в железе, то какая-нибудь хрупкая девушка никаким ключом их не открутит.

Расходники для шиноремонта – пластыри, заплаты, грузики, герметики, химия. Все вместе потянет на 15 000 руб.

Если есть деньги, то можно докупить пневматический шиномонтажный подъемник, который ускорит процедуру снятия и постановки колес. Заехала машина, нажали кнопочку, все 4 колеса вывешены – можно откручивать.

Очень хорошая вещь – мойка колес. Помимо того, что чистое колесо более точно балансируется, мойка обеспечит чистоту самого участка шиномонтажа, и грязь не будет расходиться по всему автосервису. Если уровень клиентуры достаточно высокий, то без нее не обойтись. Рассчитывать на денежных клиентов, когда у вас грязная ремзона – это верх оптимизма. На мойке колес, само собой, денег не заработаешь, но мыть колеса вручную – это неудобно и долго. Так что косвенные выгоды налицо.

Большинство автоматических моек колес представляют собой кубик метр на метр, в котором есть приемное отверстие с лотком, куда ставится грязное колесо. После чего нужно нажать кнопку, колесо исчезает и появляется уже чистым. Чем-то похоже на посудомоечную машину, принцип работы такой же. На колесо под давлением подается вода и пластиковые гранулы, которые, как мочалка, отдирают грязь. Можно добавить какую-нибудь специальную химию для пущего эффекта. После мойки колесо сушится потоком воздуха и подается обратно. Гранулы засыпать нужно только один раз, они почти вечные. Одной порции хватает на год работы мойки. Саму мойку к водопроводу подключать не обязательно, у нее замкнутый цикл. Воду менять надо будет после того, как забьется грязью фильтр забора воды. Чем больше литраж мойки, тем реже можно менять воду. Если нет возможности сливать воду каждый день, а колес ожидается много, то нужно брать мойку минимум на 300 литров. Этого хватит примерно на 80–90 колес. Еще мойке нужен сжатый воздух, поэтому ее надо подключить к пневмолинии.

Стоят мойки пока недешево. Мойка «МК-1» от фирмы «Унисервис» стоит 145 000 руб. Модель «Умка» от фирмы «Мойдодыр» стоит 195 000 руб., а польская Каrt Wulкаn обойдется в 255 000 руб.

Кстати, по поводу грязи. Для уборки ремзоны хорошо пойдет подметательная машинка, например Роrtоtесniса Lоlу50Н за 13 500 руб. Такой машинкой очень просто и удобно пользоваться. Достаточно толкать ее перед собой, а щетки снизу машинки будут забрасывать грязь в контейнер.

О площади. Для участка шиномонтажа вполне хватит бокса 6 4 м. Самое оптимальное – это 6 6 м.

В пиковый сезон на пост шиномонтажа стоит поставить двух человек, в остальное время, если загрузка небольшая, вполне справится один.