Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность.
27. ФИЛОСОФИЯ ДОЛЖЕНСТВОВАНИЯ.
Философия долженствования – это философия, по которой человечество жило и мыслило до сегодняшнего времени, некоторые живут и по сей день. Одним из множества направлений этой философии является марксизм, и только в ней марксизм нашел свое олицетворение.
Здесь личность рассматривается как совокупность социальных взаимоотношений, продукт социального воздействия. Согласно этой философии человек не может замыкаться на себе, своих интересах и потребностях. Ценятся такие качества в человеке, как гражданственность, ответственность. Смысл жизни человека – служение Родине. Ценность человека меряется тем, как он подчинил себя общественному долгу. Таким был идеал Древнего Рима, эпохи классицизма и русского общества периода становления. Возникают вопросы: можно ли назвать эту идею социально и этически ценной? Вроде бы можно, однако часто сторонники и последователи были по разные стороны баррикад. Почему эта идея показывалась доминирующей во времена абсолютистской власти? И почему она дегенерировала в ХХ в. в условиях тоталитарных режимов?
С.Л. Франк подмечает, что тенденция к социализации жизни была господствующей как в Советском Союзе, так и в странах Запада в 30-е гг. ХХ в. Эта тенденция соединена с утратой интереса к личности и к индивидуальности человека. Мышление общества было направлено к коллективным формам жизни в качестве единственного шанса в победе над природой. Основная идея этого времени – «абсолютная ценность внешнего социального строительства».
Характерность проявления этой тенденции в обществе определяется как «социальный фанатизм».
«Социальный фанатизм» практически использует внутренние духовные силы человека, такие как: веру, мечту, нравственное чувство, энтузиазм. Тот огонь, которым горит личность. «Социальный фанатизм» предполагает использование этой силы в социальном строительстве.
Философия долженствования убирает индивидуальность и самобытность на жизненном пути человека. Главным чувством человека становится чувство «долга», которым заменяются личные интересы и потребности, а подлинным побудителем активности – запросы общества и государства. Однако в данной концепции можно проследить антигуманный характер, который ярко выражен в тоталитарных системах государства. Политика этих систем была направлена на исполнение абстрактной идеи – революционной борьбы за построение идеального справедливого общества (коммунизм) или завоевания господства над миром для своей нации (фашизм).
Философия долженствования лежит в основании «педагогики формирования».
Государство заказывает исполнителя, при этом не учитываются ни внутренние потребности, ни самобытность личности. Из всего этого выходит, что человек перестает ощущать себя личностью, носителем самобытного неповторимого духовного мира и становится безличностным носителем полезной для общества энергии. Причем эта энергия должна принадлежать не человеку как его личное достояние для реализации смысла и цели его жизни, а обществу в его задаче. Отсюда проистекает то, что называется «внутренней коллективизацией человеческих душ».
Философия долженствования не только пренебрегает духовными силами человека, но и снимает с него ответственность за его дела и поступки.