Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность.

30. КОНЦЕПЦИЯ ЭТИЧЕСКОЙ ДУХОВНОСТИ.

Одним из наиболее целостных и гармоничных гуманистических воззрений на цель и смысл человеческого существования является воззрение, содержащееся в русской философской мысли конца ХIХ – начала ХХ в. В основе данного воззрения находится идея развития духовности как душевности.

Человек является существом, в котором есть начала духовное, душевное и телесное. Западная цивилизация направлена в основном на развитие телесного начала в человеке, а также на развитие воли, которая, как считает Г. Федотов, менее всего выражает душевность.

Смысл жизни представляется «современным атлетам» реализацией своих физических и интеллектуальных сил в целенаправленной и целеустремленной деятельности по изменению окружающего мира. Именно такой вид имеет идеал века покорений природы и технического прогресса. Сила и энергия подобного человека имеют стихийный, разрушительный характер. Религиозные западная и восточная традиции самым высшим свойством человека считают его бессмертный дух. При этом он рассматривается как та субстанция, которая может жить и развиваться вне телесной оболочки человека и быть выражением его божественной сущности, тем, что связывает его с миром Бесконечного, Вселенной, Космосом. Развитие в себе данного духовного начала, т. е. выход за пределы своего физического Я и подготовка к другой, высшей цели своего бытия, лежащей вне реального сегодняшнего существования, является смыслом жизни человека. По теософским концепциям душевность представляет собой нечто низшее по сравнению с духом, то, что связывает дух с телом.

Русские философы не принимают подобное понимание духовности человека. Высшая духовность, как они считают, невозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, возможности эмоционального отклика: жалости, сострадания, любви к ближнему. Как считает В.С. Соловьев, духовность представляет собой стыд, милосердие, благоговение перед добром.

При анализе различных философских подходов к определению сущности человека Г. Федотов говорит: «Сам человек становится предметом отрицания, унижения, подавления в передовых явлениях современной культуры. Он подавляется во имя мира идеального (кантианство) и мира социального (марксизм, фашизм), ради духа и ради материи, во имя Бога и во имя зверя. Свободно и окружено почетом тело, освобождается, хотя и в очень ограниченной степени, и дух; гибнет только душа. Но это „только“! Телесный человек живет звериной жизнью, духовный – ангельской. Лишь душевный остается человеком... Духовность, оторванная от разума и чувства, бессильна найти критерий святости: смотря на многих современных „духоносцев“, трудно решить, от Бога они или от дьявола? Вне-этическая духовность и есть самая страшная форма демонизма».

Человек реализует себя как личность, только развивая в себе духовность. Способность сострадать и сопереживать – это чуткость и отзывчивость, совестливость, готовность помочь другому, ответственность за все, что совершается вокруг него. Духовный человек не настаивает на своей односторонней личной правде.