Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность.
31. ОСОЗНАНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЛИЧНОСТИ.
Большинство философских учений имеет вывод о том, что единственный достойный человека способ жизни, способ раскрытия себя как личности – путь осознанного самосовершенствования. В основе самосовершенствования личности находится развитие самосознания. Личность не сводится лишь к сознанию и самосознанию, говорят психологи. Но и без сознания и самосознания не существует личности. Проблему развития самосознания нельзя решить без формирования внутреннего мира как значимого для человека.
При рождении человек входит в мир, который его окружает и с которым он взаимодействует. Однако существует и другой мир – наших чувств, переживаний, мыслей, иллюзий, мечтаний, который называется внутренним миром. Соответственно существованию таких двух миров двойственно и наше сознание. Оно стоит из двух составляющих: одна направлена вовне, в мир внешний, на окружающие нас предметы и людей, другая – на внутреннюю сущность, на созерцание себя, своего духовного мира. То есть, по И.М. Сеченову, сознание явилось сразу в двух формах – предметного сознания и самосознания. Итогом деятельности предметного сознания является знание о мире, самосознания – знание человека о самом себе и своих возможностях.
Первоначально процесс формирования Я человека тесно связан с развитием сознания, т. е. человеческой способностью человека идеально отражать окружающую действительность. «Самосознание является относительно поздним продуктом развития сознания, – считает С.Л. Рубинштейн. – Только с момента выделения себя из окружающего, осознания своей самостоятельности, своей обособленности от окружающих людей ребенок приходит к самосознанию». Однако развитое самосознание не отделяет человека от окружающего мира, а обогащает его представления об этом мире. Получая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, люди находят для себя целый мир новых чувств, красоту природы, звуки музыки, ощущения собственного тела.
Если сознание делает более гибкой, целесообразной и результативной внешне направленную деятельность человека, то самосознание, которое обращено внутрь его психической и физической сущности, увеличивает надежность, устойчивость, стабильность его самого. Вот почему совершенствование человека как самоорганизующейся и самопрограммирующейся личности возможно лишь при одном условии – развитии ее самосознания.
Деформация сознания нынешнего человека, о которой говорят сегодня философы, происходит потому, что нарушается гармония между внутренним и внешним мирами.
Мир чувств и переживаний, оставаясь невостребованным, все больше тускнеет и гаснет, наблюдается его духовное обеднение. Механистичность сознания современного человека служит результатом его умственной ориентации на предметный мир. «Мир начал выглядеть механистичным, материалистичным, логизированным, жестко детерминированным. Духовность, сознание, смысл, свобода, спонтанность – все это ушло на задний план, перестало быть вездесущей самостоятельной сущностью», – отмечает В.В. Налимов.