Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность.
32. СПОСОБЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИИ.
Владение психотехникой нужно врачам, психологам, педагогам, всем, кто занимается физическим и духовным улучшением человека и самосовершенствованием. Смысл всех имеющихся психотехник заключается в достижении и поддержании высокой психической, духовной и физической формы через направленное мысленное сосредоточение. Большинство программ, которые направлены на саморазвитие человека, основано на четырех принципах, или способах, самопознания и саморегуляции.
Способ первый – релаксация, которая представляет собой физическое и психическое расслабление. Целью релаксации является подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего физического и нервного напряжения или обеспечение возможности собраться.
Релаксация нужна:
– для подготовки тела и психики к глубокому самопознанию, самовнушению;
– в стрессовых моментах, конфликтных ситуациях, в которых нужны выдержка, самообладание;
– в ответственных и трудных ситуациях, когда необходимо сбросить страх, излишнее напряжение. Первым шагом к релаксации является правильное дыхание. Затем – расслабление мышц и сосудов при помощи ощущений «тяжести» и «тепла», вызываемых целенаправленным мысленным сосредоточением на определенной части тела. Затем – психическое замедление.
Способ второй – концентрация, являющаяся сосредоточением сознания на определенном объекте своей деятельности. То есть среди привычных вам звуков вдруг появляется один, который привлекает ваше внимание. Вы концентрируетесь на нем, прислушиваетесь, выделяя данный звук среди других.
Основой концентрации является управление вниманием. Навык сосредоточения основывается на следующих свойствах внимания:
– на умении сосредоточивать свое внимание на определенном предмете;
– на развитии произвольного внимания, появляющегося под влиянием сознательно поставленной цели и требующего волевого сосредоточения;
– на достаточно широком объеме внимания, который дает возможность одновременно сосредоточиться на разных внутренних процессах: ощущениях в теле, зрительных и слуховых образах, умственных операциях и т. д.;
– на умении переключать внимание с внешних объектов на внутренний мир личности, с одного ощущения, чувства, мысли – на другие;
– на умении задерживать внимание на определенном объекте.
Способ третий – визуализация, который представляет собой создание внутренних образов в сознании человека, т. е. активизация воображения при помощи слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений, а также их комбинаций.
Визуализация дает возможность человеку активизировать его эмоциональную память, воссоздавать те ощущения, которые он чувствовал, и таким образом обогащает его чувства, развивает интуицию.
Способ четвертый – самовнушение – определение установок, появляющихся на подсознательные механизмы психики. Самовнушение представляет собой утверждение, что успех возможен, выраженное от первого лица в настоящем времени. Сила самовнушения заключается в способности создать свой собственный положительный образ и часто этот образ укреплять с помощью слов, обращенных к себе.