Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность.

37. СЛАГАЕМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.

Человеку, который стремится к самосовершенствованию, важно установить для себя те шаги, которые ему необходимо сделать, чтобы двигаться вперед к своей цели.

Самосовершенствование нельзя ограничивать самотренировками, специальными упражнениями. Работа над собой включает в себя внутреннюю организацию всей жизни человека, стиль и содержание жизни, которые он выбирает, это деятельность человека, которая направлена на совершенствование самого себя. И как у любой деятельности, у нее есть строгая структура, логика, последовательность действий.

Работа над собой прежде всего начинается с определения цели: чего человек хочет достичь в своем личностном и профессиональном развитии, каким хочет стать. Без цели в жизни, без представления о том, к чему следует стремиться, человек будет крутиться на одном месте, не двигаясь ни в одном направлении. Определить цель самосовершенствования человеку намного легче, если у него есть идеал, в котором воплощены его представления о том лучшем, чем должен обладать человек.

Идея является основным источником энергии творческой личности. Идеал представляет собой идею, преобразованную в мощный энергетический заряд, направляющий энергию личности к будущему. Потеря веры в идею наблюдается прежде всего тогда, когда они подменяются идолами, происходит фетишизация, обожествление какой-то личности, приписывание ей мнимых черт. Развенчание идолов становится причиной крушения идеалов.

Будущему учителю нужен профессиональный идеал, который являлся бы для него ориентиром в профессионально-личностном становлении. Подобным идеалом может быть любимый учитель или известный педагог-мастер, знакомый ему по книгам, телепередачам. В истории педагогической мысли есть память о многих талантливых педагогах-гуманистах, идеи и жизнь которых могут служить образцом для многих поколений учителей.

Выбор профессионального идеала следует начинать со знакомства с книгами великих педагогов, с чтения художественной литературы, посвященной педагогическим проблемам, с осмысления своих впечатлений о работе учителя, которые были получены в школе.

Известно, что для большинства студентов педвуза ориентиром в профессиональном самосовершенствовании являются их школьные учителя. Они же во многом определяют выбор того предмета, который хочет изучать и преподавать будущий учитель.

Профессиональный идеал является своего рода эталоном, перспективой, воплощающей отдаленные цели и стремления. Идеал у любого человека свой, индивидуальный, неповторимый. Кроме того, педагогическая деятельность предъявляет к тем, кто ее выбрал, очень конкретные нормативные требования, без которых невозможно состояться как учитель.

На основе данных требований определены качества личности, знания, умения, которыми следует обладать педагогу, чтобы выполнить свое социальное назначение, и созданы обобщенные характеристики – про-фессиограммы. Профессиограмма дает возможность каждому установить развитость у себя тех или иных качеств и наметить конкретные пути по их совершенствованию.