Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность.

74. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ.

Понятие «метод» происходит от греческого слова mеthоdоs, означающего «путь, способ продвижения к истине».

В педагогической литературе не существует единого мнения по поводу роли и определения понятия «метод обучения». Например, Ю.К. Бабанский писал, что «методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования».

Т.А. Ильина считает, что метод обучения – это «способ организации познавательной деятельности учащихся».

В истории сложились различные классификации методов обучения.

Рассмотрим классификацию методов по характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых. Эта классификация еще в 1965 г. была предложена И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. Они считали, что многие прежние подходы к методам обучения основывались на различии их внешних структур или источников. Так как успех обучения в решающей степени определяется направленностью и внутренней активностью учеников, характером их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны являться важным критерием выбора метода. И.Я. Лер-нер и М.Н. Скаткин выделяли пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых увеличивается.

1. Объяснительно-иллюстративный метод.

Ученики получают знания из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и изучая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Данный метод находит широкое применение для передачи большого массива информации.

2. Репродуктивный метод. В него входит применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых имеет алгоритмический характер, т. е. осуществляется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

3. Метод проблемного изложения. Применяя самые разные источники и средства, учитель, прежде чем излагать материал, выдвигает проблему, формулирует познавательную задачу, а потом, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, разные подходы, показывает метод решения поставленной задачи. Ученики как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем данный подход широко применяется.

4. Частично-поисковый, или эвристический, метод. Состоит в организации активного поиска решения выставленных в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач или под руководством учителя, или на основе эвристических программ и указаний. Данный метод, одна из разновидностей которого – эвристическая беседа, – проверенный метод активизации мышления.

5. Исследовательский метод. В результате анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа ученики самостоятельно изучают литературу, источники, проводят наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера.