Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность.
76. КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В НАУКЕ.
В современной науке есть несколько концепций, предлагающих свое понимание процесса обучения.
Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения основывается на основных представлениях условно-рефлекторной деятельности головного мозга, раскрытых И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. Их суть в том, что у человеческого мозга есть способность не только запечатлевать сигналы органов чувств, но и устанавливать и воспроизводить связи (ассоциации) между отдельными событиями, фактами, в чем-то сходными и различными. По ассоциативно-рефлекторной теории усвоение знаний, формирование навыков и умений, формирование личностных качеств человека является процессом образования в его сознании различных ассоциаций – простых и сложных.
По Ю.А. Самарину, все ассоциации можно разделить:
– на «локальные», или «однолинейные», которые представляют связь между отдельными фактами (восприятиями) безотносительно к системе данных явлений;
– «частносистемные», которые приводят от восприятий к представлениям и понятиям;
– «внутрисистемные», которые обеспечивают систематизацию ассоциативных рядов в единую систему внутри темы учебного предмета;
– «межсистемные» или «межпредметные» ассоциации.
В ходе обучения ассоциации всегда изменяются, преобразовываются, расширяются и удлиняются ассоциативные ряды. Получение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей имеет четкую логическую последовательность, которая состоит из таких этапов: а) восприятие учебного материала; б) его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий; в) запоминание и сохранение в памяти; г) применение усвоенного в практической деятельности.
Деятельностная теория основывается на представлении о структуре целостной деятельности и объясняет процесс активно-исследовательского усвоения знаний и умений через мотивированное и целенаправленное решение задач (проблем). Решение задачи заключается в поиске действия, с помощью которого возможно так преобразовать ее условие, чтобы получить результат.
Разработчики отдельных направлений деятель-ностной теории делали акценты на различных компонентах целостной структуры деятельности.
Введение нового понятия в процессе обучения имеет четыре стадии.
1. Знакомство с представленной учителем ситуацией математической, лингвистической или иной задачи.
2. Овладение образцом такого изменения материала, которое выявляет самые существенные отношения, служащие основой решения задачи данного вида.
3. Фиксация полученных отношений в форме той или иной модели.
4. Выявление свойств выделенного отношения, благодаря которым возможно вывести условия и способы решения исходной частной задачи.
Теория поэтапного формирования умственных действий. В психологии получена одна из интереснейших теорий усвоения – теория поэтапного формирования умственных действий (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Она основана на идее о принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека. По этой идее умственное развитие, как и получение знаний, навыков, умений, происходит путем постепенного перехода «материальной» деятельности во внутренний умственный план.