Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность.

84. КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ С АУДИТОРИЕЙ.

Успешное педагогическое общение и взаимодействие учителя с обучаемыми предполагает существование у педагога таких психологических качеств и способностей:

1) интерес к людям и работе с ними, присутствие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;

2) возможность эмоциональной эмпатии и понимания людей;

3) гибкость, оперативно-творческое мышление, которое обеспечивает умение быстро и правильно ориентироваться в изменяющихся условиях общения, быстро изменять речевое действие при различных ситуациях общения, индивидуальных особенностях учеников;

4) способность ощущать и поддерживать обратную связь в общении;

5) способностьуправлять собой, своим психическим состоянием, телом, голосом, мимикой, способность управлять настроением, чувствами, мыслями, умение снимать мышечные зажимы;

6) способность к неподготовленной коммуникации, т. е. спонтанности;

7) способность прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

8) замечательные вербальные способности: культура, богатый лексический запас, развитость речи, правильный отбор языковых средств;

9) обладание искусством педагогических переживаний, представляющее собой сплав жизненных, естественных переживаний учителя и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на учеников в необходимом направлении;

10) умение педагогической импровизации, способность использовать все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приемов воздействия, «приспособлений» и «пристроек»).

Среди средств повышения эффективности воздействия можно выделить такие:

– «приспособления» – ряд приемов, среди которых одобрение, совет, осуждение, недовольство, намек, просьба, юмор, доверие, насмешка, приказ, пожелание и пр. (до 160 видов);

– «пристройки или достройки» – приспособление своего организма, интонации и стиля общения к другому человеку с целью приспособить его поведение к целям педагога;

– усиление действия посредством повышения голоса в начале фразы по сравнению с предыдущей; смена методов словесного воздействия: переход от сложного к простому, от простого к сложному; рельефное выделение фраз; резкая смена способов общения. При импровизации (из-за возникновения неожиданной ситуации) у учителей возможны разные типы поведения:

1) естественный тип: плодотворные импровизационные акции не вызывают у учителя психологических и эмоциональных затруднений;

2) напряженно-преобразовательный тип: осуществляется мобилизация всех ресурсов личности на преодоление появившейся трудности;

3) преднамеренно-уклончивый тип: намеренное уклонение учителя от преодоления неожиданной педагогической ситуации («не заметить»);

4) непроизвольно-тормозной тип: растерянность и абсолютная заторможенность действий педагога;

5) эмоциональный срыв: учитель действует бесконтрольно, бессистемно, усугубляя конфликт, не умея управлять собой или скрывать свои чувства;

6) неадекватный тип: учитель скрывает свои чувства, но не способен их преобразовать в педагогически целесообразные переживания и действия.