Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность.
84. КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ С АУДИТОРИЕЙ.
Успешное педагогическое общение и взаимодействие учителя с обучаемыми предполагает существование у педагога таких психологических качеств и способностей:
1) интерес к людям и работе с ними, присутствие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;
2) возможность эмоциональной эмпатии и понимания людей;
3) гибкость, оперативно-творческое мышление, которое обеспечивает умение быстро и правильно ориентироваться в изменяющихся условиях общения, быстро изменять речевое действие при различных ситуациях общения, индивидуальных особенностях учеников;
4) способность ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
5) способностьуправлять собой, своим психическим состоянием, телом, голосом, мимикой, способность управлять настроением, чувствами, мыслями, умение снимать мышечные зажимы;
6) способность к неподготовленной коммуникации, т. е. спонтанности;
7) способность прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
8) замечательные вербальные способности: культура, богатый лексический запас, развитость речи, правильный отбор языковых средств;
9) обладание искусством педагогических переживаний, представляющее собой сплав жизненных, естественных переживаний учителя и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на учеников в необходимом направлении;
10) умение педагогической импровизации, способность использовать все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приемов воздействия, «приспособлений» и «пристроек»).
Среди средств повышения эффективности воздействия можно выделить такие:
– «приспособления» – ряд приемов, среди которых одобрение, совет, осуждение, недовольство, намек, просьба, юмор, доверие, насмешка, приказ, пожелание и пр. (до 160 видов);
– «пристройки или достройки» – приспособление своего организма, интонации и стиля общения к другому человеку с целью приспособить его поведение к целям педагога;
– усиление действия посредством повышения голоса в начале фразы по сравнению с предыдущей; смена методов словесного воздействия: переход от сложного к простому, от простого к сложному; рельефное выделение фраз; резкая смена способов общения. При импровизации (из-за возникновения неожиданной ситуации) у учителей возможны разные типы поведения:
1) естественный тип: плодотворные импровизационные акции не вызывают у учителя психологических и эмоциональных затруднений;
2) напряженно-преобразовательный тип: осуществляется мобилизация всех ресурсов личности на преодоление появившейся трудности;
3) преднамеренно-уклончивый тип: намеренное уклонение учителя от преодоления неожиданной педагогической ситуации («не заметить»);
4) непроизвольно-тормозной тип: растерянность и абсолютная заторможенность действий педагога;
5) эмоциональный срыв: учитель действует бесконтрольно, бессистемно, усугубляя конфликт, не умея управлять собой или скрывать свои чувства;
6) неадекватный тип: учитель скрывает свои чувства, но не способен их преобразовать в педагогически целесообразные переживания и действия.