Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность.
80. ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.
Этапы педагогического общения:
1) прогностический: моделирование учеником общения с группой, потоком при подготовке к педагогической деятельности;
2) начальный период общения: организация прямого общения с аудиторией, группой;
3) управление общением в развивающиеся педагогическом процессе;
4) анализ имеющейся системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности. Покажем содержательные и процессуальные особенности представленных творческих этапов общения.
Первый этап. Во время моделирования общения происходит планирование коммуникативной структуры дальнейшей деятельности, соответственно: а) педагогическим целям и задачам; б) общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в аудитории; в) творческой индивидуальности педагога; г) индивидуальным особенностям учащихся; д) предлагаемой группе методов обучения и воспитания.
Все это вместе является опережающей стадией педагогического общения. Данную стадию нужно хорошо продумывать. Методическая и содержательная структура занятий должна влиять на появление эмоционального единства, создание атмосферы общения.
Второй этап. Это начало общения, организация прямого взаимодействия с аудиторией, начало контакта, во многом определяющего успешность последующего развития содержательного и социально-психологического аспекта педагогической деятельности.
Важными элементами данного этапа являются:
А) конкретизация спланированной модели общения;
Б) уточнение условий и строения предстоящего общения;
В) реализация изначальной стадии непосредственного общения.
Третий этап – управление созревающим педагогическим процессом. Метод обучения и система общения должны являться адекватными. Только при таких условиях будет эффективна совместная деятельность учителя и учащихся.
Таким образом, кроме дидактических и методических требований к лекции, есть ряд социально-психологических требований к ней. Представим важнейшие из них.
1. Установление психологического контакта с классом для передачи информации и ее личностного восприятия обучаемыми.
2. Разработка психологически обоснованной партитуры урока, т. е. применение элементов беседы, риторических вопросов, ситуаций размышления и т. п., установление логики в чередовании фактов и обобщений, ярких примеров и теоретического материала.
3. Создание с помощью системы психологических средств обстановки коллективного поиска и совместных раздумий, что очень важно для реализации всех видов проблемного обучения.
4. Управление познавательной деятельностью учащихся.
5. Сочетание делового и личностного аспектов, которые обеспечивают не только информационный строй урока, но и самовыражение личности педагога.
6. Целостная, педагогически целесообразная система взаимоотношений педагога и учащихся, которая осуществляет настрой учащихся на общение с педагогом и вызывает интерес к преподаваемой дисциплине, увеличивает мотивацию обучения за счет социально-психологических резервов.
Четвертый этап. Преподаватель изучает применяемую им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе.