Управление знаниями. Как превратить знания в капитал.

Отделы управления знаниями.

Становление и развитие экономики, основанной на знаниях, изменяет содержание внутрикорпоративной деятельности и трансформирует организацию бизнеса многих компаний. Постепенно изменяются и организационные формы их деятельности. Новые формы организации в большей мере нацелены на обмен знаниями, опытом, а также на генерирование новых знаний и эффективное их использование.

Во многих крупных и средних организациях создаются отделы управления знаниями. Как правило, они трансформируются из IТ-отделов, получая при этом дополнительные функции по обучению персонала, стимулированию обмена знаниями, информационному наполнению внешних коммуникаций, стратегическому планированию, маркетингу и НИОКР.

Более того, в последнее время многие организации вводят специальную должность директора по управлению знаниями. В разных организациях эта должность называется по-разному: в МсКinsеу – директор по знаниям, в Sкаndiа – директор по интеллектуальному капиталу, в Вuскmаn Lаbs – директор по передаче знаний, в Dоw Сhеmiсаl – директор по интеллектуальным активам. В обязанности этих управляющих входят следующие функции:

• создание и использование инфраструктуры передачи знаний, включая библиотеку, базы знаний, человеческие и компьютерные сети, центры НИОКР;

• взаимодействие с внешними поставщиками информации и знаний;

• содействие процессу создания новых знаний в рамках стратегического планирования, маркетинговых исследований и НИОКР;

• мониторинг интеллектуального капитала организации;

• формирование и реализация стратегии управления знаний.

Директор по управлению знаниями объединяет в себе многие функции. Часто в его компетенцию входят IТ-отделы; он занят внедрением соответствующих социальных технологий взаимодействия работников («мозговые атаки», «разбор полетов», формирование сообществ профессионалов и пр.), обучением персонала, мотивацией обмена знаниями и пр.