Деловая е-mаil переписка. Пять правил успеха.
Фишка шестая. «Язык пользы».
Получая деловые предложения, любой адресат ищет в них прежде всего ответ на вопрос: «Какую пользу я от этого получу?» И чем быстрее получает такой ответ, тем лояльнее становится к восприятию дальнейшей информации.
Поэтому если ваша цель – пригласить к сотрудничеству, или убедить в необходимости предпринять какие-то действия, или склонить к принятию определенного решения – используйте в письме «язык пользы».
Например:
«Для того чтобы Вам было легче принять решение о сотрудничестве с нами, коротко расскажу, чем наше сотрудничество может быть Вам полезным».
«Выступая как эксперт на страницах наших изданий, Вы сможете легко и быстро приобретать в лице наших читателей потенциальных участников Ваших тренингов».
«Сотрудничая с нами, Вы сможете периодически на льготных условиях (которые мы предлагаем лишь некоторым нашим партнерам) размещать на нашем сайте рекламу программ Вашей тренинговой компании. Это позволит Вам экономить рекламный бюджет и рассказывать о Ваших программах большему числу Ваших потенциальных клиентов».
Из письма-предложения руководителю провести обучающие семинары по информационным технологиям для владельцев малого бизнеса.
ГОТОВЫЕ КЛИШЕ (ИСПОЛЬЗУЙТЕ, ЧТОБЫ ПИСАТЬ БЫСТРЕЕ).
Варианты фраз-анонсов в начале делового предложения:
• Для того чтобы Вам было легче принять решение, расскажу…
• Для того чтобы Вы оценили, чем мы можем быть Вам полезными…
• Для того чтобы Вам было легче разобраться в наших видах вкладов…
• Для того чтобы у Вас было представление о спектре наших услуг, коротко расскажу…
• Для того чтобы Вы располагали информацией для принятия решения, коротко сообщу…
Фразы-клише при рассказе о конкретных свойствах/особенностях продуктов/услуг/сервиса:
• Это позволит вам…
• Это дает Вам возможность…
• то есть Вы можете…
• то есть Вы получаете…
• таким образом Вы сэкономите…
Итак, назовем полный арсенал «фишек», позволяющих сделать письмо выразительным.
1. Конкретика:
• цифры;
• даты;
• имена;
• точное наименование (документов, товаров, компаний и пр.).
2. Внимание к личности адресата («личный план»).
• обращение к адресату по имени;
• указание на исключительность адресата.
3. Стиль письма:
• первое лицо (я, мы);
• действительный залог;
• позитивная лексика;
• эмоционально окрашенная лексика.
4. Экспертное мнение, экспертный совет.
5. Указание на имеющийся позитивный опыт.
6. «Язык пользы».
А теперь, пожалуйста, опознайте эти инструменты в отрывках уже знакомого вам письма.
Отрывок № 1.
Здравствуйте, Тамара!
Это Виктор Иванов. Я звонил и предлагал Вам выступить в качестве эксперта для нашего журнала «Новости для вузов». Спасибо Вам за приятное общение и за предварительное согласие ознакомиться с моим предложением более подробно!
Использованы следующие инструменты.
1. Конкретика (имя, название).
2. Внимание к личности адресата:
• обращение к адресату по имени;
• указание на исключительность адресата.
3. Стиль письма:
• первое лицо (я, мы);
• действительный залог;
• позитивная лексика;
• эмоционально окрашенная лексика.
Отрывок № 2.
Тамара, для того чтобы Вам было легче принять решение о сотрудничестве с нами, коротко расскажу, чем оно может быть Вам полезным.
1. Выступая как эксперт на страницах наших изданий, Вы сможете легко и быстро приобретать в лице наших читателей потенциальных участников Ваших тренингов.
Наш журнал имеет внушительную аудиторию (наш подписной тираж 30 тыс. экз.). Электронная версия журнала (www.VUZ…) имеет 2200 подписчиков. Ежедневная посещаемость сайта журнала – 7000 пользователей. Поверьте, это очень хороший ресурс для продвижения Ваших программ. Наша аудитория – выпускники, а также молодежь в возрасте от 18 до 25 лет. По отзывам экспертов, уже сотрудничающих с нами (ниже я перечисляю имена), наше взаимодействие дает хороший имиджевый эффект и повышает степень интереса аудитории к именам и программам экспертов.
Использованы следующие инструменты.
1. Конкретика (цифры, названия).
2. Внимание к личности адресата:
• обращение к адресату по имени.
3. Стиль письма.
• первое лицо (я, мы);
• действительный залог;
• позитивная лексика;
• эмоционально окрашенная лексика.
4. Экспертное мнение, экспертный совет автора письма.
5. Указание на имеющийся позитивный опыт.
6. «Язык пользы».
Отрывок № 3.
Уверен, что Вы по достоинству оцените тот факт, что в качестве экспертов в нашем издании уже выступают такие авторы, как Светлана Петрова, Ростислав Голобас, Михаил Милованов. Мы рады пригласить Вас в эту команду.
Использованы следующие инструменты.
1. Конкретика (имена).
2. Стиль письма:
• первое лицо (я, мы);
• действительный залог;
• позитивная лексика;
• эмоционально окрашенная лексика.
3. Указание на имеющийся позитивный опыт.
4. «Язык пользы».
Для того чтобы информация о том, как написать убеждающее письмо, выстроилась перед вами в единое целое, я предлагаю вам взглянуть на картинку ниже (рис. 10), а после – посмотреть на письмо, написанное по ее логике.
Рис. 10. Смысловые компоненты письма – делового/коммерческого предложения.
Советы по написанию убеждающего делового письма.
1. Помните о цели: не только проинформировать, но убедить!
2. Четко формулируйте суть вашего предложения.
3. Продумывайте аргументацию. Убеждать могут разные вещи: ваш успешный опыт, опыт и уверенность эксперта, конкретные факты и имена.
4. Грамотно работайте с количеством и порядком подачи аргументов: не менее трех, не более семи. Самые сильные – в начале и в конце.
5. Давайте в основной части только ту информацию, которая необходима на данном этапе. Не помещайте факты «на всякий случай». Помните об объеме письма!
6. Оформляйте текст письма графически: абзацы, нумерация, заголовки.
7. Демонстрируйте ваше знание и понимание бизнеса и потребностей адресата.
8. Сделайте «язык пользы» основным языком вашего делового предложения.
9. Используйте в дозированном количестве эмоциональную и позитивную лексику.
10. В финале письма вежливо, но предельно четко сообщайте о действиях, которых вы ждете от адресата в ответ на ваше письмо.
Мой уважаемый читатель! Большая часть нашего разговора об успешности делового письма уже состоялась. Основные правила, которым необходимо следовать для того, чтобы быть успешными в ежедневной деловой переписке, прозвучали. Мне будет приятно, если вы нашли для себя полезную информацию о принципах деловой переписки; о том, как писать легкие для восприятия письма, и о том, как создавать выразительные и убеждающие письма.
И было бы просто здорово, если бы этого инструмента было достаточно и наше общение с адресатами по электронной почте ограничивалось бы рассмотренными ситуациями.
Но, к сожалению или к счастью, в нашей деловой реальности существуют еще и «трудные» ситуации и «трудные» письма. О них – следующая глава.