Деловая е-mаil переписка. Пять правил успеха.
Советы по работе с обоснованной претензией.
1. Разбирайтесь в ситуации прежде, чем ответить.
2. Соглашайтесь с наличием ситуации, требующей пояснения.
3. Описывайте ситуацию, используя точные факты.
4. Поясняйте причины возникновения данной ситуации (если это возможно). Поясняйте, а не оправдывайтесь!
5. Не нагнетайте ситуацию! Избегайте негативной лексики (ошибка, аврал, проблема, сбой в работе и т. п.). Используйте нейтральные фразы: сложившаяся ситуация; возникшая ситуация; возникший вопрос; данный факт и т. д.
6. Используйте приемы «эмоционального присоединения».
К адресату («Мне так же, как и Вам»).
• Андрей, я понимаю, что возникшая ситуация ставит Вас под удар в глазах клиента.
• Антонина, я отдаю себе отчет, какие чувства и эмоции Вы можете испытывать в возникшей ситуации. Поверьте, мне так же, как и Вам, крайне неприятно то, что происходит с…
7. Сообщайте, какие меры принимаются, в какие сроки следует ожидать результата.
8. Выражайте сожаление.
• Мне жаль, что мы заставили Вас ждать.
• Мне искренне жаль, что ситуация сложилась таким образом.
9. Приносите извинения.
• Анна, приношу свои искренние извинения за сложившуюся ситуацию.
10. Говорите о своей готовности к будущему взаимодействию.
• Мы будем оптимизировать инструменты управления ситуацией.
• Мы постараемся минимизировать возможность повторения.
• Приложу все усилия для управления этим вопросом.
11. Упоминайте о совместных позитивных достижениях.
• Анна, приношу свои искренние извинения за сложившуюся ситуацию. Думаю, Вы понимаете, что специфика нашей работы состоит во взаимодействии значительного количества разных функциональных структур. В структурах работают люди, им свойственно ошибаться. При этом позитивный опыт наших совместных достижений позволяет мне надеяться на Ваше понимание.
12. Выражайте надежду на продолжение сотрудничества.
Итак, мы рассмотрели приемы работы с тремя видами «трудных» писем. Буду рада, если приведенные комментарии, примеры и приемы помогут вам:
• вежливо и корректно отстаивать свою деловую позицию в конфликтной или эмоционально напряженной ситуации;
• писать вежливые отказы и сохранять хорошие отношения с клиентом;
• достойно отвечать на претензии;
• приносить корректные извинения, сохраняя достойное деловое реноме своей компании;
• работать с «трудными» письмами предельно оперативно, профессионально, успешно.
А теперь давайте посмотрим на пирамиду делового письма (см. рис. 2).
Практически все уровни нами пройдены. Осталось совсем немного: заполнить информацией самую верхнюю часть – о правилах работы с электронной почтой. Эта информация совсем простая. Ее вы найдете в следующей, самой короткой главе.