Бизнес-планирование для ССУЗов.

3.11. Функции бизнес-плана.

В настоящее время не существует единого подхода в определении основных функций, которые выполняет бизнес-план.

Наиболее традиционным является подход, согласно которому бизнес-план выполняет 4 функции. Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

Вторая функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

Третья функция позволяет привлекать денежные средства – ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.

Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.

Кроме того, нельзя не согласиться с подходом, согласно которому бизнес-план выполняет различные функции, как внешние (познакомить с нашим предприятием представителей делового мира), так и внутренние, жизненно важные для деятельности самого предприятия.

В то же время как необходимый элемент управления бизнес-план выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций , среди которых наибольшее значение имеют следующие:

1)  инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;

2)  прогнозирование – приведение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;

3)  оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально – экономической среде;

4)  координация и интеграция – учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый результат;

5)  безопасность управления – обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;

6)  упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;

7)  контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;

8)  воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;

9)  документирование – представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.

Таким образом, бизнес-план, выполняя различные группы функций, должен обеспечивать возможность анализа, оценки, позиционирования, контроля и управления в условиях неопределенности и динамичности как внешней, так и внутренней среды организации.

Контрольные вопросы 1. Опишите ключевые составляющие бизнес-плана.2. Из каких основных разделов состоит структура бизнес-плана?3. Какие сведения следует указать на титульном листе бизнес-плана?4. Что должна содержать аннотация бизнес-плана?5. Какую информацию необходимо включить в резюме?6. Какие пункты должен содержать раздел «История бизнеса организации»?7. Как провести анализ сильных и слабых сторон конкурентов?8. Какую информацию следует представить в разделе «Характеристика объекта бизнеса»?9. На основе каких параметров описывается предлагаемые продукты (услуги)?10. Из каких этапов складывается жизненный цикл товаров и услуг?11. Как провести анализ бизнес-среды предприятия (организации)?12. На какие аспекты следует обратить внимание при составлении плана маркетинга?13. Из каких этапов состоит процесс формирования рыночных цен на товары?14. Как определить спрос на товары и услуги?15. В чем заключается оценка издержек при построении графика прибыльности?16. Какие моменты следует отразить в разделе «Производственный план»?17. Дайте характеристику основным пунктам раздела «Организационный план»?18. Какие виды затрат включаются в издержки на реализацию проекта?19. Какую информацию следует представить в разделе «Финансовый план»?20. Каким основным видам предпринимательского риска следует уделить внимание в бизнес-плане?21. Опишите основные функции бизнес-плана.22. Что представляет собой внешние и внутрифирменные функции бизнес-плана?23. Какие функции выполняет бизнес-план как неотъемлемый элемент управления?