Бизнес-планирование для ССУЗов.

4.8. Формирование сводного финансового плана.

Управление финансовой деятельностью тесно связано с управлением производственной и коммерческой деятельностью организации. Финансовая деятельность отражается прежде всего в следующих документах:

1) бухгалтерском балансе фирмы;

2) отчете о движении денежных средств фирмы;

3) отчете о финансовых результатах фирмы.

В бизнес-плане выделяют два вида финансового планирования: долгосрочное и краткосрочное. Сущность долгосрочного финансового планирования – это определение потребности в капитале, позволяющая осуществить выбор и сроки получения кредитов, разделить капитал на собственный и заемный.

Основное место при составлении сводного финансового плана занимают два основных источника, обеспечивающих формирование собственных средств, – ускоренная амортизация и резервный фонд. Резервный фонд определяется результатами деятельности фирмы и зависит от стабильности дохода, состояния платежеспособности, регулярности денежных поступлений, перспектив конъюнктуры. Заемные денежные средства используются во время оживленной конъюнктуры. Заемные средства привлекаются в расчете на то, что прибыль превзойдет издержки на оплату процентов за кредит. Как правило, цель этого раздела – выявить, каковы будут доходы от продаж и прибыль за 1-ый и последующие годы как результат выбранной финансовой стратегии. Один из ключевых вопросов, который необходимо рассмотреть, вопрос о том, как много потребуется средств для инвестиций и поддержания дела в рассматриваемом периоде. В целом финансовый план выявляет потенциал дела. Он должен быть представлен в бизнес-плане в виде программы по финансированию. При этом необходимо отметить, что для вновь начатого дела все оценки являются прогнозными. Для нового дела прогноз поступления денежных средств является более важным, чем прогноз прибылей, поскольку он детализирует сумму и время притока и оттока денег. Как правило, уровень прибылей (особенно в стартовый период) недостаточен для финансирования нужд по операциям. В связи с этим прогноз уровня продаж и расходов, предсказание поступления денег укажут пик требований к капиталу, определят необходимость в возможных изменениях в некоторых критических обстоятельствах, дополнительном финансировании.

При составлении этого отдела необходимо определить допустимость и формы изменений в обязательствах, как и на каких условиях может быть получено дополнительное финансирование, как может быть возвращен кредит. Данная информация становится частью прогноза поступления денег.

Финансовые прогнозы составляются на 5 лет:

1) на 1-й год – помесячно;

2) на 2—3-й годы – поквартально;

3) на 4—5-й – по годам.

Если организация работает на внешнем рынке, финансовый риск особенно велик, в связи с этим рекомендуется использовать специальные методы регулирования платежей (аккредитивы, инкассо без документов, платеж на открытый счет и др.) и по возможности иметь полную информацию о финансовом положении клиента. Такую информацию можно получить через банки или специальные фирмы. Существуют специальные виды страхования, охватывающие кредитный риск.

В целом, в бизнес-плане отражаются названные направления финансовой деятельности, включая предварительную оценку эффективности инвестиций.

Важная роль при формировании сводного финансового плана отводится системам бухгалтерского учета и отчетности. Системы бухгалтерского учета и отчетности в России и за рубежом отличаются друг от друга, и поскольку цель российской организации состоит в том, чтобы сотрудничать с западными партнерами или получить инвестиции от них, организации необходимо составить финансовые документы по западным образцам. В целом партнера интересует кредитоспособность, т. е. финансовое состояние фирмы, оценка затрат на ее организацию и функционирование, ведомость прибылей и убытков, балансовая ведомость и кассовый план. За рубежом все эти документы имеют определенный стандарт.

Для того чтобы подтвердить кредитоспособность фирмы, необходимо представить предполагаемому зарубежному партнеру ведомость прибылей и убытков, а также балансовый отчет фирмы за текущий год (прогноз) и за 2–3 предшествующих года. Это связано с тем, что зарубежные корпорации обязаны публиковать подобные документы, поэтому бухгалтерский отчет фирмы не может быть конфиденциальным.

Финансовые показатели деятельности организации.

В конце финансового плана следует дать оценку по основным финансовым показателем деятельности фирмы.

Чистый доход к продажам определяется делением прибыли после уплаты налогов на объем продаж за год.

Текущий коэффициент состояния активов и пассивов фирмы равен отношению текущих активов к текущим обязательствам. Большинство фирм рассматриваются как финансово-устойчивые, когда этот показатель равен 2 или больше 2.

Рентабельность рассчитывается делением чистой прибыли на инвестированный капитал.

Предложения по уровню финансирования. Этот подраздел бизнес-плана должен отражать:

1) количество денег, которые потребуются;

2) время, когда будет необходимость в них;

3) возможности их использования.

На основе проектируемого бухгалтерского баланса и оценки того, сколько денег необходимо в период от 3 до 5 лет для развития и расширения бизнеса, можно определить, сколько из них будет получено от западного партнера и сколько – через займы у других организаций, а также какова доля участия российского партнера, если образовывается совместное предприятие. Инвесторы должны знать, как будет потрачен капитал: сколько средств будет использовано на НИОКР, оборудование, маркетинг и пополнение оборотного капитала. В связи с этим необходимо привести планы расчетов с инвесторами, многие из которых положительно относятся к планам перевода организации в акционерное предприятие, когда акции этого предприятия свободно продаются и покупаются на фондовой бирже. Такой переход может планироваться через 5–7 лет.

Использование кредита и ожидаемый эффект. Результативность использования кредита имеет важное значение независимо от того, будет финансироваться фирма за счет собственных средств или за счет заемных.

В данном разделе должны содержаться ответы на следующие вопросы:

1) на какие цели будет израсходована ссуда (Ответ может быть дан в общей форме – функционирующий капитал, новое оборудование, запасы и т. д.);

2) что конкретно будет приобретено;

3) кто является поставщиком фирмы;

4) сколько стоит эта покупка;

5) какая модель или марка машины будет приобретена;

6) какую сумму нужно заплатить в виде налогов, платы за установку и доставку оборудования.

Представителям банка необходимо знать, на что потрачены деньги, так как все приобретенное фирмой послужит залогом ссуды. Следует оценить возможную выгоду от аренды части капитального оборудования и помещений как альтернативы их приобретения в частную собственность. Аренда дает некоторые преимущества (по мере роста фирмы можно маневрировать основным капиталом), а также некоторые налоговые льготы;

7) как использование ссуды повысит прибыльность фирмы, поскольку проценты за кредит – это прямой вычет из дохода. Используя ссуду или вкладывая собственные деньги, организация должна знать, какой доход они принесут. Необходимо убедиться, что прибыль от использования кредита выше затрат по его привлечению.

Если не завершена работа над финансовой частью плана, нет возможности привести точные цифры, характеризующие использование и ожидаемый эффект от кредита. Однако стоимость элементов основного капитала, которые планируется приобрести, а также расчетная величина функционирующего капитала могут и должны быть отражены.

Контрольные вопросы 1. Какие шаги следует предпринять в процессе подготовки бизнес-плана?2. От чего зависят содержание и структура бизнес-плана?3. Из каких этапов складывается процесс разработки бизнес-плана?4. В чем состоит назначение раздела «Описание предприятия»?5. Дайте характеристику структуры раздела «Описание продукции и услуг»?6. На что следует обратить внимание при составлении производственного плана?7. Какие документы необходимо указать при составлении организационного плана?8. Что представляет собой информационное обеспечение бизнес-плана?9. Какие основные этапы включает процедура сбора информации при разработке бизнес-плана?10. Назовите источники необходимой информации, используемой в процессе составления бизнес-плана?11. Как составить план спроса на предлагаемую продукцию (услуги)?12. Для чего измеряется ценовая эластичность?13. Как определить емкость рынка и оценить потенциальный спрос на продукцию (услуги)?14. По какой формуле рассчитывается цена предлагаемых товаров (услуг)?15. В чем заключается разработка плана реализации предлагаемой продукции (услуг)?16. С какой целью составляется прогноз продаж предлагаемой продукции (услуг)?17. Какие методы используются на практике при прогнозировании продаж продукции (услуг)?18. На какие основные вопросы следует ответить в процессе составления производственного плана?19. Дайте характеристику структуры производственного плана.20. На основе каких составляющих определяется потребность в основных и вспомогательных материалах?21. Какие факторы следует учитывать в процессе определения потребности в сырье?22. Как рассчитать точку безубыточности (объем продукции, обеспечивающий безубыточность)?23. Из каких компонентов состоит процесс формирования сводного финансового плана?24. По каким финансовым показателям оценивается деятельность предприятия (организации)?