Бизнес-планирование для ССУЗов.
4.6. Определение производственного плана.
Данный раздел бизнес-плана представляется только предпринимателями, которые хотят заняться производством. Главная задача раздела – доказать потенциальным партнерам, что предприятие в состоянии реально производить нужное количество товаров в нужные сроки и требуемого качества.
Для предпринимателей это самый трудный раздел, это связано с нестабильностью хозяйственных связей, ненадежностью поставщиков и сложностью получения качественных комплектующих изделий и материалов для производства.
Важность производственного плана связана с тем, что во всем мире финансисты вникают во все детали производственного цикла заемщиков не для того, чтобы предлагать свои решения, а для того, чтобы оценить квалификацию руководства фирмы и обоснованность ее планов.
Основные вопросы, на которые необходимо ответить при составлении производственного плана:
1) где будут изготавливаться товары – на действующем или вновь создаваемом предприятии;
2) какие для этого потребуются производственные мощности, и как они будут возрастать год от года;
3) где и у кого, на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие;
4) какова репутация этих поставщиков и есть ли уже опыт работы с ними;
5) предполагается ли производственная кооперация и с кем;
6) возможно ли какое-нибудь лимитирование объемов производства или поставок ресурсов;
7) какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести;
8) возможны ли при этом проблемы, и какого рода.
Данные этого раздела желательно приводить в перспективе на 2–3 года, а для крупных предприятий – на 4–5 лет.
Очень полезной здесь может стать схема производственных потоков на предприятии, которая наглядно покажет, откуда и как будут поступать все виды сырья и комплектующих изделий, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию, как и куда эта продукция будет поставляться. В схеме следует выделить и процесс контроля за качеством. Нельзя обойти молчанием этот вопрос и в тексте. Нужно сообщить, на каких стадиях и какими методами будет проводиться контроль за качеством и какие стандарты при этом возьмутся за основу.
Закончит данный раздел бизнес-плана оценка возможных издержек производства и ее динамика на перспективу. При этом необходимо помнить о затратах, связанных с утилизацией отходов и охраной окружающей среды. Здесь всегда возможны самые неприятные ограничения со стороны правительственных органов и общественности, и лучше заранее это предусмотреть.
В план производства необходимо также включить такие сведения, как вид требуемых производственных мощностей, необходимые производственные помещения, потребность в основных производственных фондах и рабочей силе (как постоянной, так и временной). Для бизнеса в обрабатывающей промышленности необходимо включить в этот план политику управления запасами, обеспечения, управления производством. Целесообразно заранее определить, какие комплектующие будут производиться на своем производстве, а какие необходимо покупать на стороне. Бизнес в сервисе требует особого внимания к местоположению (близость к клиентам становится главным требованием). Хорошее расположение фирмы и сервис снижают накладные расходы и могут обеспечить конкурентное преимущество.
В целом структура плана производства имеет следующий вид.
1. Производственный цикл. Характеризует графически характеристику производственного цикла конкретного бизнеса. Рассматривает сезонные колебания загрузки производственных мощностей (например, за счет создания запасов и их использования в пиковые периоды).
2. Производственные мощности и их развитие. Для уже существующего бизнеса необходимо описать производственные мощности, включая производственные и административные помещения, склады и площадки, специальное оборудование, механизмы и другие производственные фонды, имеющиеся на фирме. Указать, как и когда будут приобретены дополнительные мощности. Отметить, собираетесь ли вы купить или арендовать оборудование и помещения (новые или бывшие в употреблении), сколько это будет стоить, когда вы наметили это сделать и какая доля средств, полученных от зарубежного партнера, пойдет на эти цели. Указать ваши потребности в оборудовании на ближайшие 3 года. Пояснить, как и когда в последующие 3 года планируется расширять помещение и наращивать мощность оборудования для увеличения объема продаж, какова стоимость всего этого.
3. Стратегия в обеспечении и производственный план. Здесь описывается весь производственный процесс, решения по субконтрактам на комплектующие и компоненты. Необходимо подтвердить правильность этих решений с точки зрения расходов на поддержание запасов, квалификации рабочей силы, размера партий продукта и т. п. Следует указать наиболее вероятных субподрядчиков и поставщиков и охарактеризовать степень их надежности. Помимо этого, следует подготовить производственные планы с информацией, характеризующей зависимость затрат от объема производства для уровней продаж с разбивкой по применяемым материалам, труду, закупаемым компонентам и накладным расходам производства; а также отследить требуемый уровень запасов как функцию различных уровней продаж. Затем следует описать подход к контролю качества, управлению производством и запасами и пояснить, как инспекционные процедуры и система контроля качества позволят свести к минимуму уровень брака.
4. Государственное и правовое регулирование. Необходимо указать любые правительственные, местные или зарубежные нормативные акты, касающиеся вашего бизнеса, включая законы, лицензии, пропускной режим в запретных зонах, требования регистрации в местных или центральных органах власти и т. п. Следует выделить любые нормативные акты, которые могут влиять на характер и сроки открытия или функционирования фирмы или проекта.
5. План НИОКР и инженерной доработки продукта. Необходимо достаточно подробно рассмотреть вопросы, связанные с технической доработкой продукта. Нередко случается, что время и расходы, требуемые для этого, недооценивают. Такими работами по доведению продукта могут быть: инженерные работы, необходимые для превращения лабораторного прототипа в конечный продукт; разработка специального оборудования; работы по дизайну, чтобы сделать продукт более привлекательным для потребителя, и т. п.
Структура раздела выглядит следующим образом:
1) текущее состояние . Следует описать текущее состояние каждого продукта или услуги и пояснить, что еще необходимо сделать для их выхода на рынок. Полезно указать, какие навыки имеет или должна иметь фирма для выполнения этих задач. Если есть возможность, то следует перечислить потребителей или конечных пользователей, которые участвуют в разработке и испытаниях продукции и услуг. Необходимо указать текущие результаты этих испытаний и время, в которое ожидается получение готовой продукции;
2) проблемы и риск. Следует обозначить любые крупные предполагаемые проблемы в конструкции разрабатываемого продукта и подходы к их решению. А также оценить возможное влияние этих проблем на затраты по разработке продукта и на время его выхода на рынок;
3) улучшение изделий и новые продукты. Кроме описания разработок и исходных продуктов, необходимо указать работы по их совершенствованию, планируемые для поддержания их конкурентоспособности, и работы по модернизации и созданию новых продуктов и услуг, которые могут быть предложены той же группе потребителей. Важно указать потребителей, которые принимают участие в этих разработках, и представить их мнение о перспективности таких работ;
4) затраты. Необходимо составить смету расходов на НИОКР, включая заработную плату, расходы на материалы и т. д. При этом важно учитывать, что недооценка этой сметы может повлиять на ожидаемую прибыль, снизив ее на 15–30 %.
5) вопросы собственности . В этом подпункте необходимо указать любые патенты, торговые марки, копирайт, которыми вы обладаете или собираетесь приобрести. Необходимо учесть любые контракты или соглашения, дающие вам права эксклюзивности или собственности на разработки или изобретения, а также описать воздействие любых нерешенных вопросов или существующих проблем, таких как споры о праве собственности на конкурентное превосходство, которым обладает организация.