Бизнес-планирование для ССУЗов.

4.7. Определение плана потребности в сырье основных и вспомогательных материалов.

Расчет на сырье, материалы и комплектующие изделия, как правило, выполняется по каждому виду продукции или услуги отдельно и имеет строго индивидуальный характер. При этом, необходимо рассмотреть так моменты, как: наименование ресурса, единица измерения, цена за единицу измерения, расход, стоимость ресурса.

Рассмотрение этого вопроса тесно связано с затратами на производство, или издержками производства. Как правило, они классифицируются на прямые (переменные, т. е. пропорционально зависящие от изменения объемов производства) и общие (постоянные, не зависящие от изменений объемов производства).

К переменным издержкам относятся:

1) затраты на сырье и материалы, комплектующие изделия;

2) затраты на производственный персонал;

3) затраты на топливо, электроэнергию (в некоторых случаях).

Как правило, затраты рассчитываются: в 1-ый год по месяцам, во 2-ой год по кварталам.

К постоянным издержкам относятся:

1) затраты на производство (на аренду, ремонт и обслуживание оборудования, топливо и энергию на производственные нужды и т. п.);

2) торговые издержки (на рекламу, мероприятия по продвижению продукции, ее сбыт, реализацию и т. п.);

3) административные издержки (на заработную плату административного персонала, коммунальные услуги, услуги связи, командировочные расходы и т. п.).

Необходимо учитывать периодичность выплат и сумму. Для определения затрат на топливо и энергию на производственные нужды составляется список оборудования с указанием паспортных данных потребления соответствующих ресурсов, определяется расход каждого ресурса за расчетный период времени и умножается на рыночную цену. Как правило, расходы по каждому ресурсу суммируются.

При определении потребности в сырье, основных и вспомогательных материалов необходимо учитывать следующие затраты:

1) необходимое оборудование, недостающее оборудование, а также расходы на модернизацию и ремонт оборудования, которое уже имеется (т. е. после необходимой модернизации и ремонта это оборудование может быть использовано для осуществления предпринимательского проекта), а также монтаж и пуско-наладка оборудования с привлечением сторонних организаций или специалистов;

2) расходы на строительство и реконструкцию: затраты, связанные со строительством зданий и сооружений или реконструкцией имеющихся помещений, в том числе расходы на проектные работы и строительно-монтажные работы;

3) суммарный объем требующихся оборотных средств;

4) прочие расходы по созданию предприятия. В прочие расходы по созданию предприятия входят расходы на оформление необходимых документов по созданию предприятия, лицензирование и сертификация продукции, канцелярские принадлежности, вывеска и многие другие «мелочи», без которых будет трудно обойтись при организации предприятия.

Сырье. При разработке этого раздела необходимо дать ответы на следующие вопросы:

1) дать краткое описание основного поставляемого сырья;

2) определить его требуемые объемы и качество, а также доступность, цену и условия приобретения;

3) рассмотреть возможность получения специальных скидок или льготных условий поставки (например, в кредит), необходимость выплаты дополнительных налогов (например, акцизов);

4) необходимо выяснить, кто является основными поставщиками, насколько они надежны, существуют ли альтернативные поставщики, на чем основано решение производить самим, или приобретать у других.

Обработанные промышленные материалы. При рассмотрения раздела, касающегося обработанных промышленных материалов, необходимо дать краткое описание необходимых промышленных материалов, оценить их необходимые объемы и качество, цену и условия закупки, возможность получения скидок.

Вспомогательные производственные материалы. При оценке вспомогательных производственных материалов следует дать им характеристику (к ним относятся вода, электроэнергия, топливо) и установить требуемые объемы и качество, доступность, цены, условия приобретения.

Хранилища и транспорт. Рассматривая хранилища и транспорт, стоит проверить соответствуют ли хранилища, транспортное и погрузочно-разгрузочное оборудование требованиям производства. Если требуются реконструкция, приобретение нового транспортного или погрузочно-разгрузочного оборудования, то в каком количестве, сроки, и каковы предполагаемые затраты.

Эффективность использования запасов. При оценке эффективности использования запасов необходимо вычислить, каково среднее значение коэффициента оборачиваемости запасов в данной отрасли, объяснить отклонения показателей оборачиваемости запасов на предприятии по сравнению с среднеотраслевыми, каков средний срок хранения готовой продукции на складе, потребность в запасах, какие используются на предприятии методы оценки запасов и бухгалтерского учета (FIFО, LIFО, по среднему и т. п.).

При этом необходимо учесть общие производственные издержки. При их анализе следует привести перечень основных общезаводских (постоянных) производственных издержек (в том числе затрат коммунальные услуги, арендные платежи, электроэнергию, газ, пар, удаление отходов и т. п.) и обосновать необходимость этих затрат. А также нужно привести перечень общих административных издержек (нужно например, таких как оплата аудиторских услуг, командировочных расходов, канцелярских принадлежностей, проектно-конструкторских работ, страхования имущества и т. п.). Помимо этого необходимо перечислить перечень общих издержек на маркетинг (например, таких как регулярные затраты на рекламу, продвижение продукции, командировочные расходы, презентации, затраты на подготовку и печать рекламных материалов).

При определении потребности в сырье необходимо учитывать следующие факторы:

1)  коэффициент оборачиваемость товарных запасов – связывает стоимость продаваемых товаров и средний размер их запаса. Он находится путем деления себестоимости готовой продукции на средний размер запаса;

2)  средний возраст запаса – говорит вам, сколько дней в среднем проходит перед тем, как запас превращается в дебиторскую задолженность посредством продажи. Он рассчитывается как отношение числа дней в году (365) к коэффициенту оборачиваемости товарных запасов;

3)  производственный цикл – измеряет отрезок времени от вложения денег в закупку до сбора дебиторской задолженности от продажи. Он рассчитывается как сумма среднего возраста запаса и среднего периода погашения. Короткий производственный цикл указывает, что управление дебиторской задолженностью и запасами эффективно;

4)  оборачиваемость активов – позволяет оценить способность компании эффективно использовать активы для получения доходов. Он рассчитывается как отношение продаж к чистым активам. Чистые активы определяются как сумма активов плюс кредиторская задолженность минус дебиторская задолженность. Низкий коэффициент оборачиваемости активов является сигналом для руководства о необходимости принятия решений;

5)  соотношение заемных и собственных средств показывает долю вложений, обеспеченную кредиторами. Кредиторы предпочитают низкое соотношение этого коэффициента, потому что в случае банкротства фирмы резервный запас для компенсации потерь кредитора больше. И наоборот, чем выше соотношение, тем больше финансовый риск для кредиторов;

6)  коэффициент покрытия выплат по процентам используется как критерий способности фирмы производить платежи по процентам и, таким образом, избегать банкротства. Чем выше коэффициент, тем больше вероятность того, что компания может покрывать (осуществлять) процентные платежи без труда. Он рассчитывается как отношение ликвидных активов к сумме платежей по процентам.

Объем товара, обеспечивающий безубыточность = (Постоянные издержки) / (Продажная цена – (Переменные издержки / Объем реализованных товаров)).

Если спрос на данный товар меньше чем объем товара, обеспечивающий безубыточность, то его производство не будет самоокупаемым.

Выделяют три группы финансовых коэффициентов.

Первая группа. Коэффициенты ликвидности оборотных средств К1 и К2, где.

К1 = (Оборотные активы) / (Оборотные пассивы);

К2 = (Оборотные активы – Товарные запасы) / (Оборотные пассивы).

Коэффициент К1 характеризует ликвидность оборотных средств,

К2 – быстроту ликвидности оборотных средств.

Для успешно работающих предприятий:

К1 > 1,8 и К2 > 1,0.

Во вторую группу входят коэффициент КЗ, характеризующий оборот товарных запасов, и КЧ, характеризующий эффективность использования абсолютных активов. Они оцениваются по следующим формулам:

КЗ = (Суммарные затраты на производство реализацию товаров) / (Стоимость запасов товаров);

КЧ = (Доход от продажи товаров) / (Абсолютные активы).

Для успешно работающих промышленных предприятий:

К3 > 2, 8 и К4 > 1,6.

К третьей группе показателей относятся коэффициенты прибыльности К5 и К6, где:

К5 = ((Прибыль до вычета налогов) / (Доход от продажи товаров)) × 100 %

К6 = ((Прибыль до вычета налогов) / (Абсолютные активы)) × 100 %

Для успешно работающих промышленных предприятий:

К5 > 8,2 % и К6 > 14,7 %.

Для малых фирм (активы от 500 000 долл. до 10 000 000 долл.) рекомендуются следующие значения этих коэффициентов:

К1 > 1,8; К2 > 0,9; КЗ > 3,2; КЧ > 1,7; К5 > 6,7 %; К6 > 15 %.

При анализе финансовой деятельности фирмы с помощью этих коэффициентов можно использовать следующие рекомендации:

1) если значения всех коэффициентов выше приведенных значений, то фирма работает эффективно;

2) если значение какого-либо показателя ниже приведенных значений, то он должен быть под постоянным контролем руководства фирмы;

3) если значения коэффициентов К 3 и К 4 ниже рекомендованных уровней, то следует проанализировать продуктивность всех статей актива, эффективность маркетинговых мероприятий;

4) в случае, если большинство коэффициентов находятся ниже приведенных уровней, необходимо серьезно проанализировать всю финансовую деятельность фирмы.

При анализе финансового состояния фирмы интерес также представляет показатель вероятности банкротства Z, который отражает финансовую устойчивость фирмы. Он оценивается по следующей формуле:

Z = (Оборотные активы / Абсолютные активы) + 1,4 × (Нераспределенная прибыль / Абсолютные активы) + 0,6 × (Рыночная стоимость обычных и привилегированных акций / Абсолютные активы) + 3,3 × (Доход от основной деятельности / Абсолютные активы) + 1,0 × (Доход от продаж / Абсолютные активы).

В зависимости от величины показателя Z определяется вероятность банкротства фирмы:

1) до 1,8 – очень высокая;

2) 1,81 – 2,7 – высокая;

3) 2,71 – 3,0 – возможная;

4) более 3,0 – очень низкая.