Бизнес-планирование для ССУЗов.
4.2. Установление общей структуры создаваемого документа.
Содержание бизнес-плана и его объем зависят от цели предпринимательского начинания, выбранной сферы предпринимательской деятельности и предполагаемого читателя – владельца финансовых ресурсов. Существует общепринятый круг сведений, которые обычно излагаются в бизнес-плане вне зависимости от сферы деятельности. Однако нет узаконенной каким-либо документом структуры бизнес-плана, в рамках которой должны излагаться эти сведения. Каждая организация имеет собственные требования к структуре бизнес-плана, на которые должен ориентироваться предприниматель, желающий привлечь внешнюю финансовую поддержку для выполнения своего проекта.
Как правило, бизнес-план имеет следующую структуру:
1) титульный лист;
2) резюме;
3) описание предприятия;
4) описание продукции (услуги);
5) маркетинг и сбыт продукции (услуги);
6) производственный план;
7) организационный план;
8) финансовый план;
9) риски и гарантии;
10) социально-экономическое значение проекта для района (города);
11) приложения к бизнес-плану.
При этом в разработке бизнес-плана следует выделить два этапа: подготовительный и основной. Во время подготовительного этапа следует четко сформулировать (желательно письменно) бизнес-идею. Бизнес-идея – это виденье возможности зарабатывать деньги на рынке в избранной сфере. Рынок – это люди (и организации), являющиеся потенциальными покупателями товаров и услуг, которые удовлетворяют их желания и потребности. Бизнес-идея должна описать технологию удовлетворения потребности людей, обладающих платежеспособностью. Сформулированная письменно бизнес-идея является стержнем будущего бизнес-плана. Основной этап бизнес -плана состоит из следующей последовательности:
1) описание продукта (услуги), которая будет лежать в основе предпринимательской деятельности;
2) описание предприятия, которое должно производить продукт (услугу);
3) описание рынка сбыта выбранной продукции (услуги);
4) определение потребности в организации и функционировании предприятия, которое будет производить описанную ранее продукцию (услугу);
5) определение потребности в финансовых средствах, требуемых для создания предприятия, и расчет финансовое обеспечение предпринимательского проекта;
6) разработка правового обеспечения;
7) описание возможных проблем реализации проекта и путей их преодоления;
8) описание положительного эффекта проекта.
Титульный лист бизнес-плана – это визуальное обращение предприятия к потенциальному инвестору или партнеру. Он создает первое впечатление читателя. С учетом этого обстоятельства титульный лист должен быть лаконичным и привлекательным. Желательно на титульном листе привести эмблему и логотип предприятия. Это обеспечивает запоминаемость документа.
На титульном листе обязательно должны присутствовать:
1) название предприятия;
2) название проекта;
3) месторасположение предприятия, номера телефонов, по которым можно связаться с владельцем (руководителем) или уполномоченным на ведение переговоров лицом;
4) фамилия, имя, отчество (полностью) владельца (руководителя) и разработчика бизнес-плана;
5) дата (месяц и год) составления.
Резюме. Этот раздел должен привлечь интерес того, кому будет адресован бизнес-план. Именно из этого раздела потенциальные инвесторы получают свое первое впечатление, которое часто имеет решающее значение для судьбы проекта в целом.
В этом разделе в нескольких пунктах в сжатой форме излагается весь бизнес-план, раскрывая сущность и цель предприятия. Основой для написания этого раздела служит информация, содержащаяся во всех разделах разработанного бизнес-плана.
Резюме должно содержать следующую информацию:
1) краткое описание проекта, его цели и задачи;
2) ресурсное обеспечение;
3) механизм реализации;
4) уникальность или конкурентоспособность продукции или услуги;
5) объем требуемого внешнего финансирования;
6) прогноз объема продаж и прибылей;
7) возврат займов инвесторам.
Основное требование к резюме – простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов. Объем не должен превышать 1–2 машинописных страниц.
Назначение раздела «Описание предприятия» — показать и доказать реальность предпринимательского начинания путем описания формы практических действий с учетом реальной ситуации в выбранной сфере бизнеса.
В этом разделе необходимо четко и кратко объяснить два основных момента:
1) что представляет собой предприятие как средство получения прибыли;
2) на чем будет базироваться его успешная деятельность.
Этот раздел должен содержать следующую информацию:
1) чем предприятие занимается (будет дополнительно заниматься), что представляет собой продукт (услуга), кто является клиентами;
2) описание ситуации в сфере бизнеса (как предприятие вписывается в выбранную сферу бизнеса, положение дел в этой сфере, оценка перспектив развития);
3) организационно-правовая форма предприятия, организационная структура, учредители, персонал и партнеры, дата создания;
4) финансово-экономические показатели деятельности предприятия;
5) месторасположение предприятия (кратко написать адрес предприятия, дать характеристику здания или помещения, находится оно в собственности или аренде, необходима реконструкция);
6) специфика работы (сезонность, время работы (часы и дни недели) и другие особенности, связанные со сферой бизнеса или используемыми ресурсами).
Если предприятие только создается, то этот раздел должен дополнительно содержать обоснование успеха создаваемого предприятия и ваш опыт в данной сфере бизнеса. В частности, желательны ссылки на договоры или предварительные договоренности с поставщиками или потребителями.
Описание продукции и услуг.
Любой предпринимательский проект базируется на той продукции (услуге), которая будет предложена потребителю (покупателю) и принесет прибыль предпринимателю. Основой успешной предпринимательской деятельности является знание пользующихся устойчивым платежеспособным спросом потребительских характеристик продукции (услуг). Однако большинство предприятий, работающих на один рынок, предлагают продукцию и услуги, которые имеют много общего. Следовательно, содержание данного раздела должно четко продемонстрировать конкурентные преимущества предлагаемого продукта (услуги). В данном разделе необходимо дать наглядное и убедительное представление товара или изделий (услуг), произведенных с помощью предлагаемой технологии. Следует дать описание продукта или услуги. Для лучшего представления о продукте можно привести фотографию или рисунок. В случае нескольких продуктов (услуг) необходимо дать отдельные описания по каждому виду.
Примерная структура раздела:
1) наименование продукции (услуги);
2) назначение и область применения;
3) краткое описание и основные характеристики;
4) конкурентоспособность продукции (услуги), по каким параметрам превосходит конкурентов, по каким уступает им;
5) наличие или необходимость лицензирования выпуска продукции;
6) степень готовности;
7) наличие сертификата качества продукции;
8) безопасность и экологичность;
9) условия поставки и упаковка;
10) гарантии и сервис;
11) эксплуатация;
12) утилизация после окончания эксплуатации.
Информация раздела «Маркетинг и сбыт продукции» призвана убедить инвестора в существовании рынка сбыта для предлагаемой продукции (услуги) и в способности ее продавать.
В этом разделе следует подробно рассмотреть стратегию привлечения потребителей (рекламные кампании, бесплатное предоставление образцов, участие в выставках и др.), а также определить цену и объем сбыта. Необходимо обеспечить увязку параметров «цена – качество – рентабельность». При этом рекомендуется действовать в следующей последовательности:
1) определить связку «потребительская ценность – приемлемая цена», например: товар массового спроса – низкая цена, престижный товар – высокая цена;
2) определить, как на рынке идет ценообразование, кто диктует цены (производитель или покупатель);
3) определить цель, достижению которой должно способствовать ценообразование (например, захват рынка у конкурентов с помощью демпинговых цен и др.);
4) определить диапазон цен: минимально допустимая цена – максимально возможная цена. (Минимальная цена определяется издержками производства продукции (услуги), максимальная цена определяется рыночной конъюнктурой).
Информация раздела «Производственный план» призвана убедить инвестора в реальности изготовления продукции (предоставления услуги) с характеристиками и объемами, описанными в предыдущих разделах.
В этом разделе приводятся:
1) общие сведения о предприятии;
2) расчет производственных издержек на планируемый объем сбыта;
3) прямые (переменные) и общие (постоянные) затраты на производство продукции;
4) калькуляция себестоимости продукции;
5) смета текущих затрат на производство.
В подразделе «общие сведения о предприятии» содержится следующая информация:
1) описание месторасположения предприятия.
Во многих случаях месторасположение является определяющим для успеха проекта. С учетом специфики бизнеса укажите наличие необходимых транспортных связей, инженерных сетей (электроэнергия, вода, тепло, канализация связь и др.), ресурсов, а также близость к рынку сбыта;
2) используемая технология и уровень квалификации исполнителей;
3) потребность в площадях.
В общем случае могут понадобиться:
1) производственные помещения (важны высота потолка, проемы ворот, наличие грузоподъемных механизмов и др.);
2) складские помещения (теплые или холодные, открытые или закрытые);
3) технологические (для насосов, вентиляторов, котельные и др.);
4) офисные (административный аппарат, инженерно-технические работники);
5) гараж;
6) вспомогательные (раздевалки и др.).
Обеспечение площадями и помещениями возможно за счет:
1) собственных или арендуемых (срок аренды) площадей;
2) реконструкции имеющихся площадей;
3) строительства новых площадей;
4) приобретения готовых площадей;
5) заключения договоров на аренду;
6) привлечения партнера с необходимыми площадями и помещениями.
Под оборудованием и инструментом понимаются собственно оборудование и инструмент, а также оснастка, необходимая для технологического процесса производства продукции.
При описании оборудования необходимо указать: тип, марку оборудования, его основные характеристики (вес, необходимые площади для установки), основные пути получения оборудования (собственное, арендуемое, лизинг), условия (гарантии, наладка, ремонт, обслуживание, обеспечение запчастями, вспомогательными материалами т. д.), срок поставки (указывается в месяцах с даты начала реализации проекта). Необходимо привести список комплектующих и материалов, где они приобретаются;
7) удовлетворение требований по обеспечению экологической безопасности производства для окружающей среды и безопасности работающих. Непроработанность в проекте этих вопросов может вызвать расходы на штрафы или привести к закрытию производства;
8) расходы на персонал, которые включают:
А) затраты на персонал управления (директора, главного инженера, начальника производства, бухгалтеров, плановиков и т. д.);
Б) затраты на производственный персонал (конструкторов, технологов, ремонтных рабочих и т. д.);
В) затраты на прочих сотрудников (сбытовиков, кладовщиков, охрану).
В разделе «Организационный план» указываются законодательные, нормативные и другие документы, имеющие правовую силу и отношение к данному проекту, а также график реализации проекта.
Этот раздел имеет следующую структуру:
1) перечень необходимых законодательных и нормативных документов:
А) устав предприятия (указать соответствующий проекту вид деятельности);
Б) учредительный договор;
В) лицензия на право проведения работ;
Г) патенты (авторское право);
Д) сертификат качества продукции;
Е) сертификат уровня производства;
Ж) международная, федеральная, региональная или местная программы;
З) законодательные акты и другие решения органов власти;
И) особенности налогообложения;
К) договоры, в том числе договоры аренды, купли, продажи;
2) информация о партнерах, степень и условия их участия;
3) график реализации проекта.
В разделе «Финансовый план» приводятся расчеты налоговых платежей, расписываются затраты на приобретение оборудования, на строительно-монтажные работы и другие, связанные с подготовительным периодом. Приводится схема возврата кредитных финансовых средств по прямому кредитованию или по лизинговой сделке. Выполняются расчеты по планируемой прибыли и денежным потокам, указываются источники финансирования проекта.
Так, перечень налогов может устанавливаться в соответствии с действующей системой налогообложения как для юридических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей.
Целью раздела бизнес-плана «Риски и гарантии» является описание внешних и внутренних факторов, увеличивающих или уменьшающих конкретный вид риска, и предусмотренных мер по защите от возможных финансовых потерь предприятия и кредитора. Инвесторы (кредиторы) хотят знать, с какими проблемами можно столкнуться при реализации проекта и как предприниматель предполагает преодолеть их. Глубина и анализ рискованности дела зависит от конкретного вида деятельности и объема проекта. Существует три основных вида риска:
1) коммерческий;
2) производственный;
3) финансовый.
Коммерческий риск является отражением ненадежности доходов, связанных с факторами конкуренции и проблемами сбыта.
Производственный риск непосредственно связан с факторами низкого качества продукции, ненадежностью оборудования, отсутствием или слабостью системы снабжения сырьем и материалами, а также с экологией производства.
Финансовый риск обусловлен недостаточностью объемов финансирования проекта, неспособностью или нежеланием предприятия осуществлять возврат заемных средств и процентов по ним.
В разделе «Социально-экономическое значение проекта» указываются воздействие результатов реализации проекта на социально-экономическое положение района (города), а также желательные формы поддержки местной администрацией данного проекта. Социально-экономическое значение проекта, в частности, включает в себя:
1) создание новых рабочих мест;
2) предоставление населению новых товаров и услуг;
3) расширение налогооблагаемой базы местного бюджета;
4) решение экологических проблем;
5) развитие конкурентной среды.