Бизнес-планирование для ССУЗов.
6.7. Рекомендации по составлению финансового плана.
Деловые люди делятся на тех, кто любит работать с цифрами, и тех, кто боится их. Для тех, кто относятся к первой категории, этот раздел бизнес-плана, несомненно, самый интересный. Если же вы относите себя ко второй категории, вы, возможно, будете напуганы количеством форм, которые необходимо заполнить для разработки этого раздела. Однако это нужно сделать.
В финансовом плане все изложенное в предыдущих разделах словами находит цифровое выражение, позволяющее оценить выгодность предприятия (фирмы) в конкретных категориях эффективности.
Приведенные здесь цифры просто отражают решения, которые были изложены в предыдущих разделах. Если вы решили еженедельно размещать рекламу вашего товара в местной газете, в вашем финансовом плане должна быть цифра, отражающая это решение. Если вы хотите продавать часть товара по пониженным ценам, соответствующая цифра будет отражать это в бизнес-плане.
Этот раздел бизнес-плана призван обобщить предыдущие материалы и представить их в цифровом, а вернее, в стоимостном выражении; выявить, каковы будут доходы от продаж и прибыль за первый и последующие годы как результат выбранной финансовой стратегии. Один из основных вопросов: как много потребуется средств для инвестиций и поддержания дела в рассматриваемом периоде? Финансовый план выявляет потенциал дела. Он должен быть представлен в бизнес-плане в виде расписания по финансированию (для вновь начатого дела все оценки являются прогнозными).
Для нового дела предсказание поступления денежных средств является более важным, чем предсказание прибылей, так как оно детализирует сумму и время притока и оттока денег. Обычно уровень прибылей (особенно в стартовый период) недостаточен для финансирования нужд по операциям. Прогноз уровня продаж и расходов, предсказание поступления денег укажут пик требований к капиталу, определят необходимость в возможных изменениях в некоторых критических обстоятельствах, дополнительном финансировании.
Вам предстоит определить допустимость и формы изменений в обязательствах, как и на каких условиях может быть получено дополнительное финансирование, как может быть возвращен кредит. Эта информация становится частью прогноза поступления денег.
Финансовые прогнозы составляются на 5 лет на 1-й год помесячно, на последующие 2 года – поквартально и последние 2 года – по годам.
При работе фирмы на внешнем рынке, где особенно велик финансовый риск, рекомендуется использовать специальные методы регулирования платежей (аккредитивы, инкассо без документов, платеж на открытый счет и др.) и по возможности иметь полную информацию о финансовом положении клиента. Такую информацию можно получить через банки или специальные фирмы. Существуют специальные виды страхования, охватывающие кредитный риск.
В бизнес-плане отражаются названные направления финансовой деятельности, включая предварительную оценку эффективности инвестиций.
Системы бухгалтерского учета и отчетности в России и за рубежом отличаются друг от друга, и поскольку цель российской фирмы состоит в том, чтобы сотрудничать с западными партнерами или получать инвестиции от них, фирма должна составить финансовые документы по западным образцам. В целом партнера интересует кредитоспособность, т. е. финансовое состояние фирмы, оценка затрат на ее организацию и функционирование, ведомость прибылей и убытков, балансовая ведомость и кассовый план. За рубежом все эти документы имеют определенный стандарт.
Чтобы подтвердить кредитоспособность фирмы, необходимо представить предполагаемому зарубежному партнеру ведомость прибылей и убытков, а также балансовый отчет фирмы за текущий год (прогноз) и за 2–3 предшествующих года. Дело в том, что зарубежные корпорации обязаны публиковать подобные документы, поэтому бухгалтерский отчет фирмы не может быть конфиденциальным. Кроме того, можно попросить эти финансовые документы у предполагаемого западного партнера. Это должно убедить его в том, что он имеет дело с солидной фирмой.
Каждое деловое решение сопровождается цифрой, а все эти цифры, вместе взятые, формируют основу Вашего финансового плана. Эти цифры нельзя взять просто «с потолка», потому что все финансовые формы связаны между собой и одна ошибка порождает другую. Поэтому Ваши цифры всегда должны быть результатом тщательных расчетов.
Финансовый план, как никакой другой раздел бизнес-плана, важен не только для потенциальных инвесторов, но и для внутреннего использования, поэтому следует относиться с особой тщательностью к его составлению и постоянно его обновлять. Финансовые аспекты требуют особых знаний, прежде всего знаний бухгалтерского учета и анализа, поэтому для его подготовки, если предприятие (фирма) настолько мало, что у него (нее) нет своего бухгалтера (финансовой службы) или он (она) недостаточно квалифицирован, часто приглашаются специалисты из фирм по бухгалтерскому учету и финансовому менеджменту.
В зарубежной практике сложились достаточно строго формализованные требования к подготовке финансового плана, которые включают определенный набор финансовых плановых и отчетных документов и расчет безубыточной деятельности предприятия (фирмы). К сожалению, российская система бухгалтерского учета и анализа отличается от систем, принятых в большинстве зарубежных стран (хотя и между системами различных стран существуют некоторые отличия), однако начавшийся в России переход на международную систему учета должен упростить взаимопонимание во многих вопросах бизнеса, включая подготовку бизнес-планов. Многие российские банки уже полностью перешли на новую систему, другие находятся на подходе к ней.
Для кредитора необходим детальный перечень издержек, связанных с пуском производства, вместе с полными эксплуатационными расходами.
Виды финансовых форм.
Финансовый раздел бизнес-плана должен содержать три наиболее важных формы:
1) отчет о прибылях и убытках;
2) отчет о движении наличности;
3) баланс предприятия.
Обычно инвесторы хотят видеть финансовые показатели на 3 или даже 5 лет вперед (для новых компаний), а для действующих, кроме того, и за 3–5 прошедших лет. При этом данные формы предоставляются за 5 лет по годам, а также за 1-й год – по месяцам и за 2-й год – по кварталам.
Отчет о прибылях и убытках показывает, будет ли получать (или для действующей компании – получает ли уже) ваша компания прибыль, т. е. уровень прибыльности вашей компании, сколько денег вы будете иметь после всех произведенных расходов. Однако этот отчет не отражает общую «стоимость» вашей компании, а также не говорит о том, какой наличностью она располагает. Компания может начать терять деньги, что отразится в этом же отчете, однако стоимость ее может оставаться все еще достаточно большой, или же компания может быть прибыльной, но не иметь достаточно наличности, чтобы платить по счетам (из-за проблем в движении наличности). Однако ни одна из этих ситуаций не раскрывается в отчете о прибылях и убытках.
Читать этот отчет нужно сверху вниз. Верхняя строка отражает общий объем продаж. Вторая – включенный в нее налог на добавленную стоимость (НДС). В последующих строках представлены произведенные расходы. Разница между объемом продаж (за вычетом НДС) и затратами показывает балансовую прибыль. Сумма прибыли и начисленной заработной платы составляет налогооблагаемый доход, последняя строка отчета о прибылях и убытках – доход, остающийся в распоряжении фирмы. Если расходы компании превышают доходы, в последней строке отчета о прибылях и убытках будет стоять отрицательное число в западной практике бухгалтерского учета знак «минус» заменяется скобками.
Отчет о движении наличности показывает, есть ли (или будет) у компании наличность, чтобы платить по счетам. Этот отчет – один из наиболее важных финансовых документов. И хотя в нашей практике бухгалтерского учета он не является в настоящее время обязательным, при составлении бизнес-плана вам без него не обойтись, ведь если вы не сможете платить своим рабочим и служащим, оплачивать счета поставщиков, вы не сможете вести дело долго и вы, конечно, не сможете спать по ночам. Отчет о движении наличности не характеризует вашу прибыль. Он только показывает, сколько денег вы имеете в банке, сколько наличных денег «приходит» на счет и «уходит» со счета в каждом месяце года. Этот отчет особенно важен для предприятий, объемы работ которых зависят от сезонности и связаны с большими сезонными запасами сырья (например, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции), или для тех, кто продает свою продукцию в кредит. Вы обязательно должны планировать разрыв (лаг) между временем оплаты счетов за материалы и реальным временем получения денег за проданную продукцию.
Разрабатывая эту форму, показывайте отдельно наличность, которую вы будете получать от продаж вашей продукции и от других видов деятельности (например, финансовые операции, проценты, выплачиваемые вам банком, получение инвестиций). Это даст вам ясную картину источников поступления наличности и покажет возможность продажи ваших товаров в кредит.
Баланс предприятия показывает, сколько стоит ваша компания. Для новичков в бизнесе это наименее понятная форма. Баланс дает «моментальный снимок» стоимости вашей компании. В активе баланса указывается стоимость всех ее составляющих (земли, зданий, машин, оборудования, запасов товарно-материальных ценностей), а в пассиве – размер всех ее обязательств (полученных кредитов, акционерного капиталап, расчетов с кредиторами, ссуд работникам компании и т. д.).
Разница между активами предприятия и долго– и краткосрочными обязательствами компании (актив минус итоги по разделам II и III пассива) показывает ее чистую стоимость, есть итог по разделу I пассива баланса «Источники собственных и приравненных к ним средств». Эти цифры также показываются в пассиве баланса. Поэтому актив и пассив всегда равны. Именно поэтому этот документ носит название «Баланс». Для подготовки баланса обязательно привлеките профессионального бухгалтера, особенно для расчета таких показателей, как амортизация (износ) или производственные запасы и готовая продукция.
Контрольные вопросы 1. В чем состоит роль резюме в бизнес-плане? Каковы должны быть его содержание и структура?2. Какие типы резюме используются при составлении бизнес-планов?3. При помощи каких вопросов можно определить цели деятельности предприятия (организации)?4. На какие основные группы делятся цели предприятия (организации)?5. Какие основные этапы включает процесс исследования рынка?6. Где найти информацию о потенциальном рынке?7. Из каких основных подсистем состоит система маркетинговой информации?8. Назовите основные цели маркетинговых исследований.9. Какие методы используются для стимулирования сбыта?10. Для каких целей используется фирменный стиль?11. Какую информацию о патентной ситуации целесообразно включить в бизнес-план?12. Какие сведения о персонале должны быть освещены в бизнес-плане?13. Проанализируйте основные причины неудач предприятий малого бизнеса.14. Какие основные типы организационных структур являются наиболее распространенными?15. Дайте характеристику основным причинам финансовых банкротств предприятий.16. Перечислите основные издержки на подготовку производства и эксплуатационные расходы.