Бизнес-планирование для ССУЗов.

6.5. Рекомендации по составлению плана производства.

Этот раздел бизнес-плана готовится только теми предпринимателями, которые собираются заниматься производством.

На этой стадии предполагается, что решение по созданию, расширению или реструктурированию предприятия уже принято и что приблизительный временной период для осуществления плана установлен. В данном разделе необходимо дать подробное описание процесса производства и организации работ, уделяя внимание оценке всех факторов, влияющих на стоимость (календарный план представляет собой один из таких факторов, так как расходы появляются раньше чем доходы). Главная задача здесь – доказать потенциальным партнерам, что вы будете в состоянии реально производить нужное количество товаров в нужные сроки и с требуемым качеством. Во всем мире финансисты вникают во все детали производственного цикла заемщиков потому, что хотят оценить квалификацию руководства фирмы и обоснованность ее планов. Чтобы удовлетворить этот интерес, надо ответить на множество вопросов, в сам бизнес-план включить ответы лишь на основные из них, а детали можно перенести в приложения, объем которых неограничен.

Обычно производственный план включает разделы с описанием технологии производства, ресурсов предприятия (фирмы) и менеджмента.

Технология производства . В этом разделе составители бизнес-плана рассказывают о процессе разработки продукта (товара, услуги или технологии), особенно нового, и его результатах в виде полученных патентов, лицензий, товарных знаков. Здесь же можно рассказать о подразделении предприятия, занимающемся разработкой новых товаров и технологий, и даже об отдельных изобретателях – авторах интересных разработок.

Можно также описать производственный процесс: последовательность операций, особенности производства (экологичность, безопасность, экстремальные условия), структуру издержек производства, перспективу их снижения и организацию сервиса.

Внешние факторы оказывают влияние на производственную деятельность. К их числу относятся: доступ к экономическим ресурсам, поставщики, клиенты, изменения в технологии, а также изменения в федеральном и местном законодательстве.

Риски. В этом разделе предприниматель показывает инвестору, насколько его бизнес рискован и какие меры приняты по защите от рисков. Для этого дается полный ранжированный перечень рисков, присущих данной отрасли бизнеса, определяется вероятность каждого из них, дается оценка убытков в случае их наступления, устанавливается допустимый уровень убытков, ниже которого риски не принимаются во внимание, и определяются организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков. Перечисляются также все виды страховок с указанием названий страховых компаний, номеров страховых полисов, сроков и условий страховки.

Ресурсы. Как правило, в бизнес-планах рассматриваются материальные и людские ресурсы предприятия.

К материальным ресурсам (фондам) относятся производственные помещения, транспортные средства, машины и оборудование, сырье и материалы, запасы готовой продукции. В контексте бизнес-плана рассматриваются местоположение предприятия, наличие транспортной и коммуникационной инфраструктур, производственные площади, количество и технический уровень оборудования.

Наибольший интерес для кредиторов и инвесторов представляет анализ людских ресурсов и прежде всего управленческого аппарата. Этот раздел раскрывает заинтересованным лицам, кто персонально стоит за данным бизнесом. Многие инвесторы начинают свое знакомство с бизнес-планом именно с этого раздела, полагая, что успех предприятия будет зависеть от того, кто их воплощает в жизнь.

Как и при описании продукта, главная опасность здесь – это перегруженное техническими подробностями описание процесса производства продукта или оказания услуги. Сделайте описание простым и доступным. Сосредоточьтесь на главных вопросах, а именно:

1) каковы источники поставок и степень зависимости от какого-нибудь одного ресурса, т. е. квалифицированной рабочей силы или одного типа сырья. Особого внимания в связи с поставками заслуживают такие проблемы, как: зависимость от одного поставщика, наличие альтернатив и их доступность, заменители, время реализации заказа;

2) как вы будете производить свой продукт и как будет протекать производственный процесс? Сосредоточьтесь на тех важных процессах, которые вы еще дорабатываете, и на тех критических стадиях производства, где могут возникнуть проблемы;

3) какая часть производства приходится на ваше предприятие, и какая на другие, на субподрядчиков? Ожидаемые сдвиги, например, расширение или изменение производства;

4) какой завод и какое оборудование будут использоваться и каковы связанные с этим финансовые требования. Собираетесь ли вы арендовать или покупать оборудование и, если да, сколько это будет стоить;

5) предполагается ли производственная кооперация и с кем;

6) каковы расчетные производственные расходы. Очень важно представлять себе действительные расходы на производство продукта;

7) каковы опыт и компетенция группы руководителей, которые дают им возможность управлять производственным процессом;

8) какими должны быть здания, которые вам потребуются, их использование, тип, размер, стоимость, возможности расширения;

9) как вы будете следить за качеством, особенно когда выход продукции увеличится;

10) возможны ли при этом проблемы и какого рода;

11) на какой стадии находится производство: проект, опытный образец, подготовка производства;

Данные этого раздела желательно приводить в перспективе на 2–3 года вперед, а для крупных предприятий – на 4–5 лет.

Очень полезным элементом здесь может стать схема производственных потоков на предприятии. На этой схеме должно быть наглядно показано, откуда и как будут поступать все виды сырья и комплектующих изделий, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию, как и куда эта продукция будет поставляться.

Должны быть описаны процессы контроля и качества: на каких стадиях и какими методами вы будет проводиться контроль качества и какими стандартами при этом будете руководствоваться. Завершает данный раздел бизнес-плана оценка возможных издержек производства и ее динамики на перспективу. В издержки включаются затраты, связанные с утилизацией отходов и охраной окружающей среды. Для новых предприятий в бизнес-планах порой выделяют специальный раздел – «Местоположение». Это особенно важно для предприятий, создающих большую нагрузку на окружающую среду, и для мелких предприятий торговли, сервиса и общественного питания.

И, как всегда, подумайте над вопросами, касающимися:

1) плана производства, базирующегося на ожидаемых объемах продаж;

2) разработки детального плана производства на ближайшие два-три месяца;

3) регулярного анализа всех возможностей упрощения технологического процесса, связанных с производством;

4) новинок в области производственного и транспортного оборудования, а также новейших технологий;

5) подготовки ваших дел так, чтобы производственный процесс протекал без неожиданностей;

6) разработки плана профилактического ремонтного обслуживания применяемого оборудования;

7) предусмотренной вашим производственным планом оптимизации размещения оборудования;

8) разработки, регулярного обновления и применения производственных и финансовых нормативов при выпуске вашей продукции;

9) предусмотренной вами системы измерения и контроля производственных процессов, позволяющей получать своевременные и регулярные сведения о производственных результатах и затратах (количестве выпускаемой продукции, израсходованного времени и материалов и т. д.);

10) контроля качества вашей продукции;

11) необходимости понимания того, что контроль качества вашей продукции не должен быть обязанностью только специальных служб;

2) привлечения всех подразделений вашего предприятия к участию в работе по улучшению качества выпускаемой продукции;

13) понимание сотрудниками каждого подразделения роли других в повышении качества продукции;

14) предусматренного вашим производственным планом обязательного обмена информацией о возможных улучшениях качества продукции между разными подразделениями вашего предприятия;

15) тесной взаимосвязи между качеством и ценой вашей продукции. Подумайте о том, как этот вопрос решают ваши конкуренты;

16) сбора и анализа мнений потребителей о качестве выпускаемой вами продукции;

17) времени и средств на поддержание высочайшего уровня контроля качества вашей продукции;

18) регулярных консультаций с внешними специалистами в области контроля качества.