Бизнес-планирование для ССУЗов.
Глава 6. Составление бизнес-плана.
6.1. Рекомендации по составлению резюме бизнес-плана.
Бизнес-план начинается с конца: резюме.
Это решающая часть бизнес-плана, часто это единственный раздел, который будет прочитан потенциальным инвестором, после чего бизнес-план будет отложен в сторону. Значит резюме оказалось неубедительным и не заинтересовало инвестора. Резюме дает читателю возможность понять базовые идеи и перспективы проекта и быстро решить, стоит ли тратить время на изучение всего документа. Следовательно, цель резюме – заинтересовать потенциального инвестора.
Для этого нужно передать оптимизм по отношению к вашему бизнесу читающему: в доброжелательном, доверительном тоне продемонстрировать, что вы готовы использовать все возможности, предоставляемые рынком для достижения успеха. В разделе «Возможности фирмы (резюме)» определяются в приоритетном порядке все направления деятельности фирмы, целевые рынки по каждому направлению и место фирмы на этих рынках. По каждому направлению устанавливаются цели, к которым фирма стремится, стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий. По каждой стратегии определяются ответственные лица.
Резюме – это суть предлагаемого проекта, результат уже написанного бизнес-плана. На 1–2 страницах предельно просто и лаконично должна быть изложена сущность бизнес-проекта: что вы собираетесь делать, чем ваш будущий продукт (услуга) будет отличаться от продукции конкурентов и почему потребители заинтересуются им, каких затрат (инвестиций) потребует реализация вашего проекта и каковы источники их получения. Обязательно приводятся цифровые данные об объемах будущих продаж (в ближайшие 3–5 лет), выручке, прибыли, уровне рентабельности и указывается срок, в течение которого, вы сможете гарантированно вернуть все одолженные средства (или, другими словами, срок окупаемости капитальных вложений).
В целом резюме должно дать ответы будущим инвесторам или кредиторам фирмы (в том числе и ее акционерам) на 2 вопроса, что они получат при успешной реализации данного плана и каков риск потери ими денег.
Как следует из содержания резюме, оно пишется после того, как бизнес-план полностью подготовлен, все его разделы просчитаны, и достигнута полная ясность во всех деталях проекта. В зависимости от характера бизнеса и возможностей разработчика можно подготовить два типа резюме: конспективно или описательно.
Конспективное резюме – более прямолинейно и «откровенно» по двум причинам: оно просто повторяет в сокращенном виде выводы каждого раздела бизнес-плана. Преимущество такого резюме и состоит в том, что оно легко пишется и в наименьшей степени зависит от способностей пишущего. Единственным недостатком конспективного резюме является слишком «сухой», деловой тон. Конспективное резюме охватывает все разделы бизнес-плана и представляет их в равной мере одинаково, хотя и сокращенно.
Краткое описательное резюме похоже на краткий рассказ, который преподносится читателю. Здесь можно более эмоционально описать новый бизнес. Однако необходимо обладать достаточными способностями, чтобы представляя требуемую информацию, вызвать энтузиазм читающего и не впасть в преувеличенное расхваливание собственного проекта.
Краткое описательное резюме хорошо для бизнеса, связанного с новизной. Это может быть новый товар, новый рынок, новая технология, требующие дополнительных пояснений. Такое резюме хорошо и в том случае, если бизнес имеет какой-то доминирующий элемент, например, обладание важным патентом или участие в нем выдающегося, знаменитого бизнесмена, которые должны быть обязательно освещены. Краткое описательное резюме хорошо для компаний с интересной историей. Таким резюме вы можете вызвать эмоциональный отклик у читателя, приведя одну или две наиболее впечатляющих черты компании и показав, как именно эти черты будут способствовать будущему успеху.
Краткое описательное резюме имеет меньше пунктов, чем конспективное. Наибольшее внимание уделяется концепции дела и основным (определяющим) его моментам, наименьшее – деталям.
Порядок изложения материала в таком резюме произвольный (в конспективном он соответствует разделам бизнес-плана). При этом, например, концепция бизнеса может описываться в трех абзацах, а команда управляющих – в одном или двух предложениях. Все зависит от того, чему именно вы уделяете большее значение. Однако хочется подчеркнуть что, вовсе не обязательно использовать краткое описательное резюме. Большинство бизнесменов вполне удовлетворяются конспективным резюме, особенно если концепция вашего бизнеса хорошо понятна, а рынок и предстоящая деятельность достаточно стандартны. Конспективное резюме вполне достигает своей цели, давая опытным инвесторам всю необходимую информацию.