Деловая е-mаil переписка. Пять правил успеха.
Ясность смысла и структура предложения.
Почему структура предложения влияет на степень ясности письма?
Ответ – в особенностях нашего сознания.
Начиная читать любой текст, мы первым делом пытаемся уловить его основной смысл. Нам важно понять, о ком здесь идет речь (кто главный герой) и что он делает.
Из школьного курса русского языка мы знаем, что на главного героя предложения обычно указывает подлежащее. А о действиях этого героя нам сообщает сказуемое.
Подлежащее отвечает на вопрос «Кто?»/«Что?». Сказуемое отвечает на вопросы: «Что делает герой?», «Кто он такой?», «Что он такое?», «Что с ним происходит?».
Подлежащее обычно выражается существительным, сказуемое – глаголом или прилагательным (реже – местоимением или существительным). А вместе подлежащее и сказуемое называются главными членами предложения.
А теперь посмотрите на главные члены предложения в каждом из вариантов.
В варианте № 1 главными членами предложения являются всего три слова: организация должна предоставлять.
Все остальные слова (члены предложения) являются второстепенными, то есть дополняющими основной смысл.
В варианте № 2 главных членов гораздо больше: организация должна предоставлять, поставщик должен прислать, запрос должен иметь и должен быть подписан, копия предоставляется.
Поэтому смысл второго варианта «доходит» до нас гораздо быстрее.
Это можно представить образно и графически.
Представьте, что предложение – железнодорожный поезд, состоящий из локомотива и подвижного состава (рис. 6).
Рис. 6. Локомотив и подвижной состав.
Локомотив – это подлежащее и сказуемое (главные члены предложения), они «доносят» до нас смысл предложения.
Подвижной состав – это вся оставшаяся часть предложения (второстепенные члены). Они дополняют основной смысл.
Теперь посмотрим, как выглядят варианты нашего текста.
В первом варианте текста – только один локомотив смысла: организация должна предоставлять.
Все остальные слова в тексте – подвижной состав. И скорость движения этого состава невелика (рис. 7).
По письменному запросу Поставщика в течение одного рабочего дня со дня получения запроса с сопроводительным письмом, подписанным ответственным сотрудником ЕИРЦ, копию извещения, подтверждающего факт оплаты Услуг.
Рис. 7. Локомотив и большой подвижный состав.
А теперь посмотрите на второй вариант. Текст разбит на 4 предложения. Значит, в отличие от первого варианта в нем уже не один, а четыре локомотива смысла: организация должна предоставлять, поставщик должен прислать, запрос должен иметь и должен быть подписан, копия предоставляется.
Подвижной состав смысла стал короче. И смысл «движется» гораздо быстрее (рис. 8).
Рис. 8. Локомотив и небольшой подвижной состав.
При помощи такой структуры нам легче читать и понимать текст.
Точно так же как скорость, которую развивает железнодорожный состав, зависит от соотношения мощности электровоза и количества вагонов, смысл текста зависит от длины предложений и количества подлежащих и сказуемых.
Получается, что для того чтобы ускорить понимание текста, необходимо разбить его на самостоятельные предложения (каждое из которых имеет подлежащее и сказуемое) и таким образом увеличить количество «тяговых»/движущих элементов смысла.
СОВЕТ.
Для того чтобы ваш адресат легко читал и понимал ваши письма, старайтесь реже употреблять сложные грамматические конструкции.
Регулируйте объем предложения. Не позволяйте одному предложению растягиваться на 3–4 строки.
В ситуации выбора – поставить точку или запятую – отдайте предпочтение точке.
Отслеживайте правильность логической структуры текста. Добавляйте структуре «тяговые компоненты» смысла.
А сейчас, мой уважаемый читатель, я предлагаю вам наглядно убедиться в том, насколько губительным для делового письма может быть пренебрежение автора к основным инструментам ясности смысла. Ниже я привожу письмо, которое я однажды получила от потенциального делового партнера и которое повергло меня в полное отчаяние. Попробуйте понять смысл этого делового письма и задачи, которые пытается решить автор. Если вам удастся сделать это с первого прочтения – вы можете гордиться собой! Пока это не удавалось ни одному человеку из числа участников моих тренингов по деловой переписке, начиная с 2009 года (около 1000 человек).
Дата: 31 Окт 2009.
От: Виктор Иванов.
Кому: Тамаре Воротынцевой.
Тема: Тамаре Воротынцевой от издания «Новости вузов».
Здравствуйте, Тамара!
Это Виктор Иванов – корреспондент газеты «Новости вузов», который звонил Вам с предложением выступить в качестве эксперта по темам, планирующимся нашим изданием к выпуску в ближайшие два-три месяца. Итак, как обещал, высылаю вопросы по темам статей (обе публикации готовятся по материалам экспертных опросов с обязательными ссылками на экспертов).
Вопросы по теме «вписания» в корпоративную культуру.
1. Почти все эксперты утверждают, что проблема несоответствия вчерашнего выпускника вуза корпоративной культуре компании сегодня актуальна и распространена. Но в чем суть проблемы? Говорят, в расхождении между ценностями молодого специалиста и ценностями компании. Но какие конкретно ситуации расхождения между ценностями молодого специалиста и корпоративными ценностями чаще всего встречаются в России? Информация к размышлению. Отвечая на этот вопрос, обычно говорят о следующих противоречиях: в компании ценится инициатива, а человек неинициативен, привык, что все делает по инструкции; обратная ситуация: молодой человек жаждет получить простор для творческой активности, а в компании все жестко регламентировано; выпускник по натуре индивидуалист-одиночка, а в компании ценится работа в команде; человеку хочется, чтобы вокруг него была доброжелательная атмосфера, где все друг друга уважают и поддерживают, а в компании – сплошные интриги; человеку важна стабильность, спокойный размеренный ритм работы, а в компании получает бурное развитие противоположная ситуация; хочется участвовать в рискованных, интересных проектах, на работе – скука и рутина; в компании требуется поначалу много работать за небольшие деньги, а молодой сотрудник хочет работать поменьше, но при этом побольше зарабатывать; в вузе молодой человек привык к уважительному и гуманному отношению к себе, а в компании к нему относятся как «к винтику в механизме» (почему-то о последнем противоречии вспоминают реже).
2. С целью избежать проблемы несоответствия корпоративной культуры или хотя бы минимизировать последствия некоторые эксперты предлагают молодым специалистам следующую стратегию: определить основные критерии «идеальной», наиболее подходящей для себя компании, затем – постараться понять, по каким признакам можно распознать основные особенности ее культуры, и сформулировать ряд вопросов к работодателю, которые позволят идентифицировать наличие той или иной КК. Но помимо привлекательной корпоративной культуры существуют и другие стимулы, например, высокая зарплата, интересная специфика работы… Трудно найти компанию, где все было бы «в одном флаконе». А значит, скорее всего, придется идти на компромисс: делать выбор в пользу более значимых вещей и мириться с какими-то недостатками, в том числе в корпоративной культуре. Вопрос: к чему и какой ценой конкретный человек может адаптироваться? Как определить тот максимально допустимый предел расхождения в собственных ценностях и ценностях компании, который лучше не переступать?
3. Можно ли описать пример возникновения у выпускника серьезных проблем из-за несоответствия корпоративной культуре (без указания конкретной компании, фамилии)? В общем виде пример может касаться следующей ситуации. Обычно при трудоустройстве выпускники смотрят прежде всего на размер зарплаты, бренд, а корпоративная культура отходит на второй план. А потом человек устраивается на работу – и оказывается, что вопросы корпоративной культуры гораздо более серьезная вещь – и несовпадение в ценностях приносит большие неприятности. И вот хотелось бы описать какой-либо пример такого рода, без указания конкретной компании. В общем виде сюжет может быть примерно таким: выпускник Н. устроился в компанию, где у него была хорошая зарплата и перспективы. Но вскоре оказалось, что… в компании ценится то-то и то-то, с чему Н. проблемы… и в итоге Н… Если, конечно, подобный пример есть, если нет – значит, нет.
А вот три вопроса по теме карьерного старта выпускника.
Как вчерашнему выпускнику вуза быстро и без вопиющих ошибок понять правильные нормы и модели поведения в компании?
Как научиться воспроизводить эти модели лучше «старожилов» и тем самым начать свой карьерный рост?
Что еще можно порекомендовать молодому «начинающему» сотруднику, стремящемуся сделать успешную карьеру?
Просьба ответить по возможности в течение полутора недель. По второй теме (карьерный старт) можно в течение двух недель.
Спасибо!
С уважением,
Виктор Иванов.
8-999-999-99-99.
А вот как могло бы и как должно выглядеть грамотное деловое письмо.
Дата: 31 Окт 2009.
От: Виктор Иванов.
Кому: Тамаре Воротынцевой.
Тема: Тамаре Воротынцевой от издания «Новости вузов».
Здравствуйте, Тамара!
Это Виктор Иванов, звонивший Вам с предложением о сотрудничестве.
В продолжение нашего телефонного разговора высылаю Вам названия тем статей, которые планируются к публикации в нашем издании.
1. «Вписание выпускников в корпоративную культуру».
Ключевые вопросы в рамках данной темы:
– В чем суть проблемы несоответствия вчерашнего выпускника вуза корпоративной культуре компании?
– В чем состоят основные критерии идеальной компании в представлении выпускника? Какие есть примеры проблем у выпускников из-за несоответствия корпоративной культуре?
2. «Карьерный старт выпускника».
Ключевые вопросы в рамках данной темы:
– Как вчерашнему выпускнику вуза быстро и без вопиющих ошибок понять нормы и модели поведения в компании? Как научиться воспроизводить эти модели лучше «старожилов» и тем самым начать свой карьерный рост?
– Что еще можно порекомендовать молодому «начинающему» сотруднику, стремящемуся сделать успешную карьеру?
Тамара, насколько Вам интересно данное предложение? Буду Вам признателен, если пришлете ответ в ближайшее время (1–2 дня). И затем я сообщу Вам о сроках предоставления материалов и требованиях к их формату. Спасибо!
С уважением, Виктор Иванов.
8-999-999-99-99.
Используйте инструменты ясности смысла – и повышайте успешность и эффективность вашего делового письма!
А в нашей главе о ясности смысла мне осталось дополнить уже сложившуюся общую картину небольшими деталями. Они касаются работы с таким видом письма, как письмо-ответ на вопрос адресата.