Управление знаниями. Как превратить знания в капитал.

Системы внутрифирменной коммуникации – IСЕ.

В последние годы во всем мире в корпорациях широко используются средства программного обеспечения и соответствующие системные решения, ориентированные на повышение эффективности коллективной работы групп сотрудников, выполняющих однородные виды работ. Средства коллективной (групповой) работы получили название IСЕ (Intеgrаtеd Соllаbаrаtivе Еnvirоmеnts). Состав этих средств достаточно разнообразен, так же, как и их возможности. Из действующих в настоящее время продуктов этого класса можно упомянуть, в частности, «Lоtus Nоtеs» и «Lоtus Dоminо». Их можно по праву отнести к наиболее распространенным и популярным продуктам, обеспечивающим коммуникационные потребности бизнеса. С момента появления первой версии «Nоtеs» в конце 1989 г. миллионы пользователей рассматривают «Lоtus Nоtеs» и «Lоtus Dоminо» как базовую коммуникационную инфраструктуру для коллективного взаимодействия в корпорациях и совместного использования информационных ресурсов – критически важную для достижения успеха в бизнесе.

СИСТЕМА «СОNNЕСТ» В ВР И ВВС.

К информационно-коммуникационным корпоративным системам относится «Соnnесt», впервые разработанная в рамках компании ВР, а затем успешно примененная в компании ВВС.

Одна из популярных функций системы – адресная книга. При помощи системы «Соnnесt» можно найти как минимум телефон человека из компаний ВР и ВВС, а также другие контактные данные. Почти все сотрудники этих компаний имеют личную wеb-страничку, так что объективная информация о них вполне доступна. Эта информация помогает устанавливать продуктивные контакты и усиливает доверие друг к другу.

Еще одна популярная функция системы – средство идентификации групп людей с теми или другими навыками. В компании ВВС выявляются фасилитаторы обсуждений в группах или же люди, способные к такому виду деятельности. Этот инструмент также используется для формирования состава сотрудников, приглашенных на совещания для обсуждения какой-либо темы. При помощи этой системы ведется поиск сотрудников со стратегическим мышлением для включения в состав форума, на котором они могут высказать новые идеи.

Система «Соnnесt» используется для создания формальных и неформальных групп. Эта технологическая система дает возможность построить густую сеть связей, которая позволяет сотрудникам легко общаться, поддерживать друг друга, предлагать новые направления и методы действий. Использование системы «Соnnесt» или аналогичной может оказаться эффективной в случае, если сотрудники находятся в различных географических точках мира, у них имеются внутренние клиенты, а также в тех случаях, когда в компании или в ее подразделении меняется руководство[84].

СИСТЕМА ОБМЕНА ЗНАНИЯМИ В ВRmSН РЕТRОLЕUМ.

В компании Вritish Реtrоlеum используется корпоративный стандарт для компьютеров, программного обеспечения и средств связи «Соmmоn Ореrаting Еnvirоnmеnt». Стоимость этого актива составляет около 300 млн долл. Система связей охватывает всех участников производственного процесса, помогает мгновенно обмениваться информацией и документами по всему земному шару, используя одинаковые программы, технические средства и корпоративную электронную почту со стандартной системой электронных адресов. Сотрудники могут входить в корпоративную сеть с любого рабочего места, независимо от его расположения, и просматривать свою электронную почту, личные или служебные документы. Этими услугами можно воспользоваться, находясь в аэропорту, у себя дома или в гостиничном номере.

Сотрудники Вritish Реtrоlеum с помощью этой системы могут обмениваться документами, сообща хранить их, использовать коллективные системы поиска и доступа, участвовать в дискуссионных форумах, т. е. в любой момент обратиться к всеобщей базе знаний и опыта. Они могут совместно готовить презентацию или документ, находясь в различных концах мира. Хотя ни одно из этих технических средств не является особенным технологическим решением, возможность работать подобным образом в любое время суток – мощный ресурс компании. С помощью этой системы снимается множество барьеров, препятствующих обмену знаниями между сотрудниками[85].