Дидактика: Конспект лекций для студентов педагогических вузов.

4.1. Дидактические закономерности.

Дидактические, или, как их еще часто называют, содержательно–процессуальные, закономерности определяют собственно дидактические характеристики, такие как зависимость результативности обучения от содержания, средств, целей, методов, форм процесса обучения. Вот каковы эти характеристики.

1. Если детей обучать путем «делания», то они усвоят материал в 6, а то и 7 раз лучше, чем если бы их обучали путем «слушания».

2. Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны продолжительности обучения.

3. Результативность усвоения заданного объема умений и знаний обратно пропорциональна трудности и сложности изучаемого материала.

4. Результативность усвоения заданного объема умений и знаний обратно пропорциональна объему изучаемого материала.

5. Результаты обучения находятся в прямой пропорциональной зависимости от мастерства преподавателя.

6. Закономерность, сформулированная Л. В. Занковым: «Результаты обучения зависят от способа включения учащихся в учебную деятельность».

7. Результаты обучения прямо пропорциональны значимости для учащихся усваиваемого учебного материала.