Управление знаниями. Как превратить знания в капитал.

Латеральный маркетинг.

Потребительский рынок ежегодно отторгает до 80 % новых товаров, в сфере В2В – около 40 %. Возможно, одна из причин неудач в том, что большинство новшеств разрабатывается традиционно, т. е. в продукт вносят лишь незначительные изменения, связанные с запахом, размером, дизайном упаковки, содержанием сахара. Но есть более перспективный, хотя и рискованный путь создания новинок.

Известный исследователь феномена творчества Э. де Боно предложил термин «латеральное[96] мышление» в противоположность вертикальному, или логическому. Вертикальное мышление необходимо для углубления имеющейся ямы, с помощью латерального яму копают на новом месте – так считает де Боно (его идеи в приложении к маркетингу развили Ф. Котлер и Триас де Без, которые также предлагают решать задачи маркетинга, взглянув на них со стороны). «Латеральный маркетинг – это когда вы думаете не “вдоль”, а “поперек”», – так высказался Ф. Котлер во время одной из встреч с московскими маркетологами.

Латеральный маркетинг – это технология разработки новых идей, воплощенных в товары, не внутри определенного рынка, а за его пределами.

Под латеральным маркетингом подразумевается реализация нестандартного маркетингового подхода, противоположного тому, который основан на сегментировании и позиционировании. Именно такой подход дает возможность организациям добиться большего успеха, поскольку результатом латерального маркетинга является создание нового рынка, а значит, получение большей прибыли.

Латеральный маркетинг ни в коей мере не заменяет вертикального, а лишь дополняет его. Используя нестандартный подход к проблеме, организация, возможно, получит ответ на целый ряд вопросов: какие потребности сможет удовлетворить мой товар, если его изменить? кого из не потребляющих мой товар удастся заинтересовать, если внести изменения? какими свойствами стоит дополнить мой товар, чтобы сделать его иным? для чего еще может послужить товар?

Суть технологии латерального маркетинга заключается в нахождении связи между двумя разными понятиями. Допустим, можно взять цветок и сфокусироваться на одном из его качеств: цветок вянет. А затем осуществить латеральный сдвиг, т. е. выдвинуть некую провокационную идею: цветок не вянет. Образовалось несоответствие, логический разрыв, и его нужно ликвидировать. В каких ситуациях цветок никогда не вянет? Если он сделан из ткани или пластика. Решение найдено: искусственные цветы.

НЕСТАНДАРТНЫЕ РЕШЕНИЯ В МАРКЕТИНГЕ.

Общественные музыкальные туалеты, которые с 2005 г. повсеместно оборудуются в Швейцарии, – вовсе не шутка властей, а назревшая общественная потребность. Ввод в эксплуатацию поющих унитазов не что иное, как попытка помочь сильной половине человечества вовремя узнать о начинающемся воспалении предстательной железы. Новинка снабжена специальными сенсорами, которые фиксируют напор струи мочи у мужчины. В соответствии с полученными данными унитаз либо начинает исполнять бодрую мелодию международного футбольного гимна «Оле, Оле, Оле!», либо сообщает человеку о том, что есть опасность воспаления предстательной железы, и настоятельно советует обратиться к врачу.

Одно из японских книжных издательств с 2005 г. выпускает книги… на рулонах туалетной бумаги. Первой книгой, выпущенной в неординарном полиграфическом исполнении, стал современный философский труд «Как создавать самого себя». Главной проблемой, с которой столкнулись издатели при реализации нового проекта, стала ограниченная длина рулона – всего 30 м. Столь малое пространство не позволяет печатать книги целиком, поэтому авторы, желающие увидеть собственные произведения на рулонах туалетной бумаги, специально для этого проекта готовят выжимки из своих трудов объемом не более 3 тыс. знаков. Текст повторяется на рулоне несколько раз для лучшего усвоения. Одним из несомненных достоинств новой полиграфической продукции является, помимо прочего, низкая стоимость книги – чуть более 3 долл. Устойчивый интерес к новому издательскому проекту проявляют не только потенциальные авторы, но и десятки книжных магазинов по всей Японии, отслеживающих вкусы своих читателей.